Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Революция XXI-го века

Революция XXI-го века picture
Революция XXI-го века picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это был один из тех моментов, когда мир кажется простым и прекрасным - сотни тысяч людей вышли на улицы в знак протеста против диктатуры и коррупции, требуя покончить с ними и принести в страну правду и демократию. Они завороженно слушали слова своего героя Виктора Ющенко, лицо которого, еще недавно красивое и здоровое, было жестоко обезображено дозой диоксина. Это было будто в сказке

В то время как всему миру казалось, что на Украине произошел спонтанный прорыв демократического духа в народе, на самом деле подготовка 'оранжевой революции' заняла не один год. О том, как мирный переворот совершился с помощью тщательного планирования, десяти тысяч видеокамер и нескольких тонн каши, пишет Дэниел Вульф

Это был один из тех моментов, когда мир кажется простым и прекрасным - сотни тысяч людей вышли на улицы в знак протеста против диктатуры и коррупции, требуя покончить с ними и принести в страну правду и демократию. Они завороженно слушали слова своего героя Виктора Ющенко, лицо которого, еще недавно красивое и здоровое, было жестоко обезображено дозой диоксина. Это было будто в сказке: плохой король отравил народного трибуна, чтобы удержаться у власти, но толпы народа собрались в столице и как один человек встали на его защиту, крича, что не отступят, пока не восторжествует справедливость.

Подобная версия украинской 'оранжевой революции' имеет много общего с действительностью, однако и она - всего лишь полуправда. В ноябре прошлого года мир своими глазами видел, как одна акция протеста сама по себе выросла в восстание, способное бороться с постсоветской структурой тогдашней украинской власти. И для большинства из тех, кто собрался в Киеве на площади независимости, демонстрация также была спонтанной.

У них были все основания для того, чтобы не желать победы на выборах кандидату от власти Виктору Януковичу, и они воспользовались представившейся им возможностью сделать это. Но любому, кто в декабре прошлого года прошелся бы по палаточному лагерю, бросались бы в глаза многочисленные свидетельства тщательной подготовки - походные кухни и палатки для демонстрантов, проведенный без сучка и задоринки концерт, профессиональные телевизионные съемки и - куда бы вы ни посмотрели - везде один и тот же бросающийся в глаза оранжевый логотип. Удивительно, что совсем немногие журналисты писали о том, что было в тот момент так очевидно.

В действительности же то, что произошло на площади, тайно и тщательно готовилось Ющенко и его приближенными не один год. Настоящая история 'оранжевой революции' гораздо интереснее, чем басня, которую всем рассказали и которая всем понравилась. Из этой истории становится ясно не только то, что в реальности произошло на Украине в 2004 году, но и то, насколько тонкой, если вообще заметной в 21-м веке стала грань между политикой и пиаром.

Роман Бессмертный, глава предвыборного штаба Ющенко, а ныне заместитель премьер-министра в его правительстве, рассказывает, что с самого начала целью ставилось практически совершение мирного государственного переворота:

- Мы создали систему 'параллельного государства', потому что победить противника, которого поддерживает целое государство, можно только системой.

До президентских выборов 2004 года оставалось еще более двух лет, когда команда Бессмертного провела массированную операцию по разоблачению подтасовок при голосовании и снятию таких случаев на камеру. В течение 30 месяцев через их курсы, семинары и практически занятия, которые проводились профессиональными юристами и журналистами, прошло ни много ни мало 150 тысяч человек. Среди людей, посещавших курсы, были и те, кто в последующем вошел в состав избирательных комиссий на местном, региональном и общенациональном уровне; были те, кто стал наблюдателями, и им дали не только инструкции по наблюдению, но и записывающие видеокамеры, чтобы снимать нарушения на видео. Всего было роздано около 10 тысяч камер, с тем чтобы записывать происходящее на трети всех избирательных участков.

С точки зрения 'оранжевых революционеров', подтасовки были неизбежны, так как любому кандидату, которого поддерживало правительство, необходимо было забрать голоса оппозиционного большинства на западе и в центре страны. План 'оранжевых' состоял в том, чтобы обратить эти подтасовки к собственной выгоде и использовать их для того, чтобы разжечь массовые протесты в Киеве.

Важным элементом плана были добровольные помощники. Один из таких - Юрий Коливошко, молодой инженер-строитель, в возрасте чуть больше тридцати лет. Раньше ему было все равно, кто находится у власти, но перед вторым туром выборов он уже с камерой в руках активно наблюдал за тем, что происходило на его избирательном участке.

- Я один из тех, кому в какой-то момент показалось, что за нас уже давно все решили, и от того, пойду я голосовать или нет, на Украине или в моей жизни ничего не изменится.

Но когда он, как и миллионы других людей, отдал свой голос, он увидел, что у движения Ющенко есть возможность добиться перемен.

- Во время второго тура голосования я работал наблюдателем на избирательном участке до 6 часов утра. Моей задачей было наблюдение за нарушениями, и я снимал все на пленку. После этого я поехал в Киев. У меня ничего и не было, кроме того, что на мне надето.

То, что Коливошко так резко изменил свою позицию, убедило оранжевое движение в том, что за их спиной соберется много народа, если дать людям возможность высказать свой протест и надежду на то, что таким образом удастся что-то изменить.

И не надо было жить на Украине очень долго, чтобы понять почему. Режим, на вершине которого стоял бывший президент Кучма и его дружки, представлял собой циничную клептократию, которую время от времени приходилось поддерживать с помощью насилия. Но после распада Советского Союза выросло новое поколение людей, многие из которых успели поработать за границей и узнать, что жизнь может быть другой. 'Оранжевые' поставили на то, что, если им удастся привлечь к акциям протеста в Киеве десятки тысяч человек и достаточно долго удерживать их на улицах, у них появится возможность сломить сопротивление правительства, добиться проведения честных выборов и в конечном счете взять власть в свои руки.

План получился амбициозным и оригинальным: организовать беспрерывный концерт, который будет идти в центре города по десять часов кряду каждый день. Он и должен был стать центральной точкой огромной непрекращающейся демонстрации, которая, по замыслу организаторов, смогла бы полностью парализовать жизнь города. А рядом с Площадью независимости, где будет проходить концерт и откуда будут произносить речи лидеры оппозиции, будет разбит палаточный лагерь, достаточно крупный, чтобы властям не удалось убрать его, не применив силу, что будет для них рискованно и неминуемо поставит их в унизительное положение.

И, конечно, все действо будет транслироваться по телевидению, которое привлечет аудиторию по всей стране и создаст достаточно материала для выпусков международных новостей. Если удается сделать все в привлекательной, легкой и смотрибельной манере, то революция получится прекрасная - настоящая 'революция двадцать первого века', некая смесь студенческих 'сидячих забастовок' и Live Aid (Live Aid - рок-фестиваль, прошедший 13 июля 1985 одновременно на стадионе 'Уэмбли' в Лондоне и стадионе им. Кеннеди в Филадельфии с прямой трансляцией на весь мир. Целью фестиваля был сбор денег в помощь голодающему населению Эфиопии - прим. перев.). Так что любые шаги, которые предприняли бы власти, тут же по прямой трансляции увидели бы во всем мире.

Единственной, но серьезной проблемой, стоявшей перед авторами 'оранжевой революции', оставался эффект неожиданности. Как сделать так, чтобы правительство не узнало раньше времени о том, что готовится - ведь операция слишком большого масштаба, в ней было задействовано слишком много людей? Конечно, необходимо было распределять информацию таким образом, чтобы как можно меньше людей видели полную картину, но главным фактором успеха должна была стать абсолютная законность каждого шага:

- Мы постарались, чтобы властям не к чему было придраться, - говорит Бессмертный.

Первое уведомление о проведении концерта на Площади независимости было подано 15 ноября 2004 года. При этом правительство предупредили о том, что революция начнется 21 ноября. Власти не знали, что это будет не просто концерт, а если бы и знали, то помешать его проведению было бы очень непросто.

К 21 ноября, когда прошел второй тур выборов, у команды Бессмертного появилась хорошая мысль, как сделать так, чтобы на площадь пришло много народу:

- Мы из опыта предыдущих акций знали, что, если мы разошлем полмиллиона пригласительных билетов, придет восемь тысяч человек. Но мы знали, что, если ФМ-станции в течение недели по сто раз в день будут давать анонсы, то придет двести тысяч. Так что мы привезли 35 тысяч человек из регионов, которые вместе с киевлянами дали бы нам как минимум сто тысяч человек. Эти цифры мы брали не из головы, а по опыту знали, что так и будет.

В этой игре самым важным становился количественный фактор - именно количеством людей определялось, можно ли будет использовать против них войска. Привлечение на свою сторону армии стало одним из самых тонких и тайных аспектов 'оранжевой революции'. За полтора года до ее начала была сформирована специальная команда, которая занималась выяснением настроений командиров воинских частей, их планов, и старалась убедить их соблюдать нейтралитет. Арифметика оказалась довольно простой: поскольку киевское военное командование располагало всего 15 тысячами солдат, армия не стала бы вмешиваться, если бы на площади было не менее 50 тысяч человек. Таким образом, задача оппозиции сводилась к тому, чтобы удерживать достаточное количество демонстрантов вместе на площади и вокруг нее, чтобы не допустить нападения. На практике оказалось, что на площади одномоментно находились сотни тысяч людей - в какой-то момент их число дошло даже до миллиона.

Демонстрантам предстояло нелегкое испытание холодом и отсутствием каких-либо удобств на улице. И получилось так, что они и не подозревали, какая мощная развернута система для обеспечения демонстрации, до тех пор, пока не сталкивались напрямую с ее работой.

Игорь Радков, менеджер рекламного агентства из Донецка, что в восточной части Украины, решил примкнуть к 'оранжевой революции', когда громилы Януковича избили его в ответ на организацию оппозиционного движения в его родном городе. Однако бывшего армейского офицера это не только не напугало, но и придало ему дополнительные силы. То, что ему было нужно, Радков нашел в Киеве:

- Никогда в жизни я не видел подобного единства. Когда-то я был среди равнодушных, но я никогда не забуду, как стоял на площади, прижав руку к сердцу, и пел национальный гимн. Я был уверен: правду не победить!

Когда демонстранты - сперва киевляне, а потом и жители других городов страны - прибывали на площадь, для них все уж было готово.

- Надо понимать, что на площади делались не только все те красивости, что вам показывали по телевизору, - объясняет Бессмертный, - там было около трехсот туалетов, которые нужно было каждый день чистить. Людей нужно было кормить. В день мы привозили по пять тысяч тонн каши (так в тексте - прим. перев.) и по десять тысяч буханок хлеба. Людей нужно было греть. Каждый день на это у нас уходило по двести газовых баллонов, в каждой палатке стояло один-два обогревателя, плюс поролоновые коврики и спальные мешки. При этом каждый день мы вывозили с площади по одиннадцать грузовиков мусора.

Демонстрантам приходилось нелегко: на улице стол мороз, и к врачам, которых тоже было впечатляющее количество, обращалось по пять тысяч человек в день. Только концерта, конечно, было бы недостаточно: с протестующими работали специально созданные команды психологов и терапевтов. Были приглашены и служители культа - особенно отличились сайентологи, которым вообще хорошо удается распространять положительный настрой. Но время от времени, несмотря на все усилия организаторов, группы уезжали. Их приходилось сажать на автобусы и везти домой.

Успех 'оранжевой революции' породил некое опьянение демократией - как только где-нибудь в мире случается какая-нибудь демонстрация, это тут же преподносится как 'первый луч свободы по-украински'. Однако чтобы достичь того, чего достигла команда Ющенко, ей понадобилось не только неудовлетворенность существующим положением вещей и решимость добиться перемен. Кроме этого, ей понадобилось довольно много денег (в данном случае большая часть денег пришла из Америки - в частности, по заявлению Государственного департамента США, за последние два года на Украине было потрачено 35 миллионов фунтов, а вложения русских с противной стороны, по различным оценкам, составили в общей сложности до 160 миллионов фунтов).

И, кроме денег, любая демократическая революция по оранжевой модели требует долгосрочного планирования, четкой организации и наличия харизматичного лидера. Ну и, конечно, она должна быть обращена к народу, готовому понять и поддержать ее. Как говорит Роман Бессмертный,

- Люди так устали от [предыдущей] власти, что готовы были отдать все, все, что у них было, лишь бы народ не уходил оттуда, с площади. Потому что все понимали, что, если народ разойдется, ничего не удастся сделать.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Украинская революция, какой мы ее не знали ("The American Spectator", США)

За беспорядками в Киеве стоят американцы ("The Guardian", Великобритания)