ТБИЛИСИ, Грузия - Взгляды президента Буша на распространение свободы и демократии по всему миру нашли поддержку в сердце грузинского президента Михаила Саакашвили.
37-летний борец за свободу, получивший образование в США, Саакашвили возглавил народное восстание в 2003 году, которое получило название 'революции роз'. Лидер этой революции, которая изгнала с президентского кресла бывшего высокопоставленного советского функционера, сказал вчера корреспонденту 'Washington Times', что история на стороне американского президента.
'Это новый тип идеологии президента, которая сейчас как бы выкристаллизовывается. Она идеалистична. Она гораздо более нравственна. Это очень позитивная и выигрышная позиция', - заявил Саакашвили.
'Я думаю, президент Буш очень быстро подхватил это настроение', - добавил он.
Лидеры двух стран стояли на этой неделе плечом к плечу на Площади Свободы, которую раньше называли Площадью Ленина, и высокопарно говорили о перспективах свободы и демократии, которые должны преобразовать мир.
По мальчишески живой лидер этой нации в 4,4 миллиона человек считает прокатившуюся за прошедшие полтора года волну мирных восстаний на Ближнем Востоке и в бывшем Советском Союзе доказательством того, что стремление к свободе является всеобщим.
По его словам, все очень цинично отнеслись к инаугурационной речи Буша при его повторном вступлении в президентскую должность, в которой он изложил свои взгляды на распространение демократии.
'Но посмотрите на то, что происходит в Ливане, что происходит в Египте, что произошло с явкой (на выборы) в Ираке. Эти взгляды действуют наперекор всему, наперекор всем скептикам, наперекор всем циничным заявлениям. Умиротворение и стремление угодить диктаторам, это, в конце концов, очень глупая политика'.
Внезапный поворот в сторону демократии не удивляет Саакашвили.
'В эру телевидения идеи распространяются очень быстро, и вещи начинают выглядеть очень схожими', - говорит он.
Хотя некоторые европейские страны отказались поддержать американскую войну в Ираке, Грузия гордится тем, что направила туда 800 военнослужащих. Саакашвили заявил, что хотя Соединенные Штаты поддержали демократическое движение в Грузии с самого начала, 'это не плата за услуги'.
'Мы верим в то, что являемся частью той же самой солидарности. Грузины хотят ощущать свою важность, хотят быть частью чего-то большого'.
Было уже позже 9 часов вечера, но Саакашвили, в розовой рубашке и розовом галстуке, сидел на диване в своем кабинете и говорил о том, что Грузия не нуждается в каком-то особом отношении США. Он также сказал, что во время пребывания Буша в Грузии он не просил его оказать помощь в деле решения вопроса об остающихся на грузинской территории российских военных базах, где размещены более 3000 военнослужащих, или в решении проблемы пророссийских мятежных регионов Южной Осетии и Абхазии.
'Мы не просили у президента Буша денег, не просили его делать какие-то конкретные заявления - даже по поводу российских баз. Нет. Мы только попросили, чтобы нас не оставляли одних. Именно это сейчас важно', - сказал он.
Саакашвили заявил, что Грузия должна решать проблемы с Россией, но такое взаимодействие усложнилось, 'потому что Россия находятся в сложных отношениях со своими собственными представлениями'.
Однако он заявил, что президент Владимир Путин 'очень прагматичный человек', добавив при этом, что 'Россия не Северная Корея'. 'Россия хочет, чтобы ее любили. Россия хочет быть частью мира'.
Хотя Буш во время своей остановки в Грузии сделал лишь одну косвенную ссылку на Россию, когда сказал: 'Территорию и суверенитет Грузии должны уважать... все страны', Саакашвили заявил: 'Сам факт его пребывания здесь - это достаточно мощный сигнал для всех в регионе'.
Однако, по словам Саакашвили, который до возвращения на родину обучался в университете Джорджа Вашингтона и на юридическом факультете, Россия меняется. 'Они наблюдают. Если это могло произойти в Грузии, это может произойти и в России'.
Он также думает, что Буш правильно обращается с Россией.
'Я не считаю, что Америка должна недружественно относиться к русским, однако эта дружба должна основываться на принципах. Такие взаимоотношения с русскими работают, хотя с ними очень трудно'.