Британская и американская мифология о второй мировой войне игнорирует совершенные нами преступления и оправдывает новые войны, развязываемые англо-американцами
В 1945 г., как это бывает после окончания любой войны, державы-победительницы поставили историю конфликта на службу собственным элитам. Тем самым пропаганда военных лет получила 'путевку в жизнь' и в мирное время. Как продемонстрировал 9 мая Владимир Путин, в России Великая Отечественная война остается одним важным 'политическим ресурсом'.
В Британии и США определенная концепция второй мировой войны также активно поддерживается на плаву, а нелестные факты ее истории замалчиваются. Пять лет назад видный американский социолог Роберт Лилли (Robert Lilly) написал книгу под названием 'Взять силой' ('Taken by Force'), основанную на документах военных архивов. В этом труде исследуются случаи изнасилования женщин американскими солдатами в Европе в 1942-45 гг. В 2001 г. он представил рукопись в издательство. Однако после событий 11 сентября издатель отказался ее печатать, и книга вышла только в 2003 г. на французском языке.
Из работ Энтони Бивора (Anthony Beevor) [британский историк, автор ряда книг о второй мировой войне - прим. перев.] мы знаем об актах сексуального насилия со стороны красноармейцев, но предпочитаем закрывать глаза на изнасилования в массовом порядке совершавшиеся американскими и британскими солдатами. Лилли предполагает, что американцы изнасиловали не менее 10000 женщин. Однако очевидцы говорили о куда большем количестве преступлений на сексуальной почве, оставшихся безнаказанными. В сентябре 1945 г. журнал 'Time' сообщал: 'Наша армия, а вместе с ней и британская, внесли свою лепту в грабежи и изнасилования . . . нас также считают армией насильников'.
Британская и американская общественность представляет вторую мировую войну в радужных тонах. Злодеяния нацистов в Освенциме и Дахау используются для того, чтобы представить союзников носителями абсолютной добродетели. В фильмах, научно-популярных книгах и политических выступлениях война преподносится как символ доблести англо-американцев, а центральная роль Советского Союза в разгроме нацистов предается забвению. Мы считаем, что это была 'война за демократию'.
Американцы полагают, что именно они спасли весь мир. В глазах апологетов Британской империи, например Найалла Фергюсона (Niall Ferguson) [известный британский историк, автор ряда книг, в том числе 'Колосс: цена американской империи' ('Colossus: The Price of America's Empire' - прим. перев.], война была своего рода 'нравственной купелью', в которой мы смыли все грехи многовековой экспансии, порабощения и эксплуатации других народов. После нее мы навеки получили высокое звание 'борцов за правое дело', и можем с удовольствием записать себе в актив 'две мировые войны и один чемпионат мира' [по футболу - прим. перев.].
Все это может показаться безобидным и забавным, но патриотические мифы - палка о двух концах. 'Справедливая война' против Гитлера освятила все наши войны в последующие 60 лет. Она стала для британцев и американцев 'моральной индульгенцией' на применение силы. Прямо или косвенно апеллируя к борьбе с фашизмом, мы обосновываем свое право бомбить и калечить людей, бросать их за решетку без суда и следствия.
Поссорившись с нашими друзьями-тиранами, вроде Норьеги (Noriega), Милошевича или Саддама Хусейна, мы немедленно уподобляем их Гитлеру. В 'справедливых войнах', которые мы ведем против них, все плохое быстро забывается как 'побочный ущерб'. Разрушение гражданских объектов в Сербии и Ираке, пытки в Абу-Грейб и Гуантанамо, 'коллективное наказание' жителей Фалуджи (между прочим, это считается военным преступлением) - все это предается забвению как 'неизбежная цена за торжество демократии'.
Охваченные 'демократическим империализмом', мы забываем, что многие корни фашизма имели англо-американское происхождение. В своих мечтах Гитлер отчасти вдохновлялся примером Британской империи. Восточную Европу нацисты намеревались превратить в собственную Америку или Австралию - готовя ее для заселения колонистами посредством этнических чисток и рабского труда местных 'аборигенов'. Западную Европу они рассматривали как эквивалент Индии - источник доходов, рабочей силы и солдат.
Явным прецедентом для притязаний Германии и Японии на гегемонию в своих регионах послужила имперская политика США в Латинской Америке. Основные теории, связанные с евгеникой, и узаконивающие расовую сегрегацию, родились именно а Британии и Америке. Концлагеря изобрели британцы; они же в Ираке и Афганистане впервые применили авиацию для борьбы с партизанами. Налетами на Гернику, а затем Лондон и Ковентри люфтваффе продемонстрировали, что успешно освоили опыт 'Бомбардировщика' Харриса [Arthur 'Bomber' Harris - офицер британских ВВС, служил в Ираке, в годы второй мировой войны командовал бомбардировочной авиацией Британии - прим. перев.], еще в 1920х гг. подвергавшего 'карательным' бомбежкам курдские деревни.
Забываем мы и о том, что британская и американская элита оказывала помощь фашистам. Среди многих влиятельных поклонников Муссолини и Гитлера в Британии и Америке, оказывавших диктаторам помощь, был и дед президента Буша, подвергшийся в 1942 г. судебному преследованию в соответствии с 'Законом о торговле с врагом' [Речь идет о Прескотте Буше (Prescott Bush), который был одним из директоров банка 'Union Banking Corporation', принадлежавшего немецкому финансисту Фрицу Тиссену, поддерживавшему нацистов. В результате расследования, проведенного в 1942 г., собственность UBC и еще двух компаний, которыми управлял Прескотт Буш, была конфискована, однако лично ему никаких обвинений предъявлено не было - прим. перев.]. В Германию и Италию потоком шли капиталы и технологии, а Вашингтон и Лондон воздавали почести фашистским деспотам. На дни рождения Гитлера Генри Форд (Henry Ford) делал ему подарки - по 50000 марок.
Меньше всего мы любим вспоминать, что в 1940х гг. и наша сторона совершала военные преступления. Разрушение Дрездена - города, забитого женщинами, детьми, стариками и ранеными, где не было никаких военных объектов - лишь наиболее известный пример зверств, совершенных нашей бомбардировочной авиацией в отношении гражданского населения. Мы знаем об издевательствах японцев над военнопленными, но забыли о пытках и убийствах пленных японцев.
Эдгар Джонс (Edgar Jones), работавший военным корреспондентом на тихоокеанском театре военных действий, писал в 1946 г.: 'Мы хладнокровно расстреливали пленных, разрушали госпитали, обстреливали с воздуха спасательные шлюпки, убивали мирных граждан вражеских стран и издевались над ними, бросали умирающих в братские могилы вместе с трупами, а на тихоокеанском театре вываривали головы убитых солдат противника, чтобы сделать из черепов настольные украшения'.
После 1945 г. мы позаимствовали многие методы нацистов. В Нюрнберге была наказана лишь горстка виновных; большинство же с нашей помощью избежало тюрьмы. В 1946 г. в рамках проекта 'Скрепка' ('Paperclip') в США были тайно переправлены больше 1000 ученых-нацистов. Среди них были Курт Бломе (Kurt Blome), испытывавший нервно-паралитический газ на заключенных Освенцима, и Конрад Шеффер (Konrad Schaeffer), заставлявший узников Дахау пить соленую воду [для проверки воздействия соленой воды на организм людей, оказавшихся в море - прим. перев.].
В рамках проекта ЦРУ 'Bluebird' проводились эксперименты по управлению человеческим разумом с помощью наркотиков и хирургического вмешательства. Японец доктор Сиро Исии (Shiro Ishii), проводивший эксперименты на военнопленных в Манчжурии, работал в Мэриленде в качестве консультанта по созданию биологического оружия. Всего через десять лет после освобождения Бельзена британскими войсками они уже создавали собственные концлагеря в Кении в ходе подавления восстания мау-мау. Гестаповские методы пыток использовались французами в Алжире; позднее, в 1960х - 1970х гг. американцы передавали эти 'знания' латиноамериканским диктатурам. Сегодня те же пытки применяются в американских лагерях на Кубе и острове Диего-Гарсия.
Война ожесточает людей. В этом состоит главный вывод книги 'Взять силой', где показано, как американские солдаты все чаще скатывались к сексуальному насилию, а военное командование все снисходительнее относилось к подобным преступлениям. Нельзя забывать о злодеяниях нацизма и доблести тех, кто его победил, но пора уже нам воспринимать вторую мировую войну без прежнего самодовольства. И главное, хватит доверять тем, кто использует ее как оправдание для нынешних агрессий.
Ричард Дрейтон преподает историю в Кембриджском университете
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Россия - недостающее звено в британской мифологии Победы ("The Times", Великобритания)
Чествование советских героев, воспоминания о советских извергах ("Los Angeles Times", США)
Как 'ковбои' одолели нацистов ("The Wall Street Journal", США)