14 мая 2005 года. История — не всегда вспоминание прошлого; это также и забывание. Представляется, что это изречение справедливо для России, лишенной своего статуса сверхдержавы и отчаянно пытающейся, чтобы ее продолжали считать могущественной. Складывается впечатление, что она готова вынырнуть из тени своего грандиозного прошлого: она ведет разговоры о свободной торговле, убедительно обосновывает необходимость своего принятия во Всемирную торговую организацию, выказывает поддержку либеральному капитализму и страстное желание "навести мосты" с остальным миром. Но Россия также помнит День Победы в Европе, о чем свидетельствовали огромные толпы людей в военной форме на ведущих к центру Москвы улицах, патриотические марши в исполнении военных оркестров и показывавшиеся по телевидению кинофильмы о второй мировой войне. Девятого мая в Москве царило настроение разогнать дождевые облака и вспомнить давнюю войну.
Для России празднование Дня Победы знаменовало собой прославление русской идеи. Это ни в коей мере не означало возвращения поломанных статуй Ленина. Но была и попытка по примеру Германии принять проект принесения извинений за злодеяния советского прошлого. Если страны Балтии чувствовали, что грандиозные торжества по случаю Дня Победы каким-то образом укоряют их, пусть будет так. Американцы могут шуметь о "подлинной" демократии, но пока президент США согласен быть в Москве 9 мая, это не важно. Сокращающееся число ветеранов войны, быть может, горевало об утрате привилегий, которые они имели прежде, но это также ничего не значит, пока они готовы облачиться в военную форму и взобраться на грузовик, который в парадном строю провезет их по Красной площади мимо 56 мировых лидеров.
Интересен косметический фасад новой России. Он дышит силой, сверкает и дает своеобразное вдохновение. Те, кто видел Советский Союз в расцвете сил, признают, что Москва никогда не смотрелась такой яркой. Сверкающие неоновыми огнями улицы, на которых полно казино, являющихся одними из самых богатых в Европе; богатый выбор потребительских товаров; молодежь, кажется, отдающая предпочтение пиву перед водкой.
Перемены очевидны, и даже если сегодня жизнь рядового россиянина на такая безопасная, взор общественности прикован к возможностям рынка.
Было время, вспоминает одно официальное лицо, когда люди ходили в супермаркеты с привычной "авоськой". Поскольку человек никогда не мог быть уверен в том, что товары будут в наличии и в дальнейшем, была тенденция делать запасы. Вот тогда-то и могла пригодиться "авоська". Сегодня люди от нее отказались. В прошлом бывали случаи, когда человек выходил на улицу, чтобы перекусить, и обнаруживал на дверях ресторана табличку "Закрыто на обед". Сегодня есть множество кафе, и они открыты до поздней ночи; супермаркеты полны товаров; по улицам несутся автомобили, произведенные во всех странах мира.
Но с переменами пришли и проблемы. Жизнь в городе стала дорогостоящей. Русская мафия процветает. Преступность растет. И у народа стало меньше времени, чтобы демонстрировать вежливость. Многие иностранные миссии считают сегодняшнюю Москву небезопасной и даже склонной к тому, чтобы преследовать людей по расовым мотивам. Однако по-прежнему можно съездить на Ленинские горы ясной ночью и увидеть там десятки возбужденных молодых россиян, которые любуются раскинувшимся под ними городом с возвышающимися над линией горизонта сталинскими семью сестрами (высотками — прим. пер.) и прогулочными теплоходами на Москве-реке и верят в то, что их будущее является многообещающим.