Москва, 16 мая 2005 года. Когда в прошлый вторник президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) торжествующе объявил, что "свобода станет будущим всякой страны и всякого народа на Земле", толпа из 120000 человек в Тбилиси, столице бывшей советской республики Грузия, приветствовала его в духе рок-концертов.
Так же поступил бы и Михаил Обозов - если бы у него была возможность услышать эту речь. Двадцатиоднолетний Обозов является студентом технического ВУЗа в российском городе Санкт-Петербург, который находится в 1400 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) к северу от Тбилиси. Он является основателем неоперившегося молодежного движения, которое выступает против российского президента Владимира Путина.
Однако ему не было смысла включать телевизор. Российские средства вещания в основном находятся под контролем государства и не транслировали в "живом" эфире речь Буша, в которой он назвал Грузию и ее "Революцию Роз" 2003 года "маяком свободы".
"По всему Кавказу, в Средней Азии и на Большом Ближнем Востоке мы наблюдаем одно и то же желание свободы, которым горят сердца молодежи, - сказал Буш. - Они требуют для себя свободы и они ее получат". Российский истеблишмент нашел эту речь поджигательской. Обозов, который читал эту речь в Интернете, был восхищен.
"Может, скоро наступит и наша очередь", - сказал он. Как лидер группировки "Идущие без Путина", он стоит на переднем крае демократического движения, которое выступает против окопавшихся правителей по всему обширному бывшему Советскому Союзу - движения, которое вполне могло бы утверждать, что является частью того, что Буш назвал "глобальной борьбой за свободу".
Были некоторые яркие успехи.
Грузинская революция свергла Эдуарда Шеварднадзе, поставив у руля страны харизматичного и прозападного Михаила Саакашвили, который в свои 37 лет является одним из самых молодых президентов в Европе.
Толпы молодежи на Украине в декабре прошлого года, в ходе "Оранжевой революции" вынудили правительство провести повторное голосование сфальсифицированных президентских выборов, в результате чего победу одержал Виктор Ющенко, тоже ориентирующийся на Запад политик. Этой весной в Киргизстане, что на границе России и Китая, другой сомнительный подсчет голосов привел к свержению правительства в ходе революции, которую назвали "Тюльпанной" или "Желтой".
Жгучий вопрос, где будет следующая революция?
В Узбекистане воинствующие исламисты на прошлой неделе на короткое время захватили контроль над областным центром, освободив из тюрьмы заключенных и организовав митинг, на котором прозвучали требования отстранить от власти президента Ислама Каримова. Верные ему силы открыли огонь по толпе, убив, согласно сообщениям, десятки людей.
Революция Радуги?
Одна из теорий, которую распространяют в тбилисских кафе, гласит, что революции следуют спектру радуги. Это эксцентричная идея, но она отражает широко распространенное ощущение, что восстания не случайны. На сегодняшний день эта концепция даже работает: произошли красная, оранжевая и желтая революции; следующей станет зеленая - возможно, в Узбекистане.
Один из способов прогнозирования революций - для тех, кто считает, что за ниточки дергают Соединенные Штаты - просто изучить карьерные планы Ричарда Майлса (Richard Miles), посла США в Грузии. Большинство приписывает Майлсу, когда он был представителем США в Сербии, оказание содействия революции, которая в 2000 году сместила Слободана Милошевича (Slobodan Milosevic). Многие в Тбилиси верят, что он был также "повивальной бабкой" грузинского восстания 2003 года. В прошлом году оказавшиеся ложными слухи, что его переводят в соседнюю бывшую советскую республику Армения, вызвали волну возбуждения - и паники.
Более здравым указателем стало бы изучение календаря региональных выборов. Пока что всякая революция начиналась с утверждений о "лишних" избирательных бюллетенях. Многие полагают, что, если бы голоса подсчитывались честно, большинству региональных коррумпированных и непопулярных правительств пришлось бы уйти. Если правительства станут прибегать к обману, народные массы выйдут на улицы, чтобы заставить их уйти.
Если подходить с такой меркой, то бывший Советский Союз вскоре будет оживленным местом. Правительства в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, России, Таджикистане и Узбекистане заработали недобрую репутацию тем, что мошенничали на выборах - а во всех этих странах до 2008 года должны состояться президентские или парламентские выборы. Однако не было и намека на революцию, когда в Белоруссии в прошлом году проводились парламентские выборы, которые, по оценке западных наблюдателей, были некорректными.
Несомненно, что перемены происходят повсюду на территории, которая прежде была сердцем советской империи. Но существуют большие расхождения во мнениях относительно того, что это означает.
Что экспортирует Буш?
Буш толкует о свободе. Многие россияне считают, что Соединенные Штаты хотят взять под свой контроль крупные новые источники энергии и, как результат нападений 11 сентября 2001 года, укрепляют свои позиции на территории Большого Ближнего Востока, включая Афганистан.
Представляется, что Москва чуть ли не загипнотизирована тем, что ей представляется едва ли не безостановочным движением вперед Соединенных Штатов. "Служба экспорта революций" - так назвала российская ежедневная газета "Время Новостей" Буша на прошлой неделе. Несомненно то, что американская "мягкая сила" - помощь, торговля и дипломатические маневры - способна стать куда более эффективной в борьбе за региональное влияние, чем то, что нередко воспринимается как российское запугивание.
В ходе необычно откровенного интервью российской ежедневной газете "Московский Комсомолец" российский посол в Киргизстане Евгений Шмагин сказал, что не в силах соревноваться. На 15-м году своей независимости Киргизстан мало чего достиг, - сказал он. - Американцы, которые открыли для себя Киргизстан после 11 сентября, закачивают в него 50 млн. долларов ежегодно".
Аналитик политических проблем Сергей Марков, имеющий связи с Кремлем, признал, что у России нет стратегии. "После хаоса 1990-х годов большая часть Москвы боится перемен, а поэтому они стараются сохранять статус-кво", - сказал он.
Он отверг идею, что реальным интересом Буша является демократия, указав, что в Грузии при Шеварднадзе оппозиция была более активной, чем при Саакашвили, который использовал свою первоначальную популярность для того, чтобы изолировать большинство своих оппонентов.
"Москва смотрит на эти революции как на геополитические, а не как на демократические", - сказал Марков, назвав Белоруссию, затем Армению как следующих кандидатов на революцию, "потому что они союзники России".
Скептицизм по поводу американской риторики о демократии, возможно, имеет некоторые основания. Например, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, как и Узбекистан, все имеют автократических или диктаторских лидеров. Но Вашингтон, которому нужны нефть и природный газ этих стран, а также воздушный коридор в Афганистан, одновременно хочет, чтобы они оставались стабильными.
Правительство Каримова в Узбекистане, которое обвиняют в том, что оно допускает ужасающие пытки своих граждан, согласилось после нападений 11 сентября разместить на своей земле крупную американскую военно-воздушную базу.
Мало кто из независимых обозревателей верит в то, что революции являются целиком срежиссированными. Через 15 лет после распада Советского Союза, недовольство народа коррупцией, подстроенными выборами и тем, что средствам массовой информации затыкают рот, является достаточно реальным. А феномен революций не обязательно будет следовать устоявшимся шаблонам. Хотя грузинское и украинское восстания почти повторяли друг друга, киргизская революция застала многих врасплох и оказалась отчасти восстанием, а отчасти дворцовым переворотом.
Очень редкие упоминания того, с какой относительной легкостью произошли революции в Грузии, на Украине и в Киргизстане, говорят о том, что смещенные правительства отказывались применять силу против массовых демонстраций. Другие, более жесткие лидеры, не уйдут так тихо.
Белый дом называет белорусского президента Александра Лукашенко последним диктатором Европы, однако он не демонстрирует никаких признаков готовности уступить свое место. "Все эти цветные революции - просто-напросто бандитизм", -говорит он.
Когда уличные протесты в 2003 году потребовали отставки азербайджанского президента Ильхама Алиева, он приказал своей кровожадной полиции принять зверские меры подавления, в результате чего были задержаны сотни людей, включая всех лидеров оппозиции. Равным образом возможно, что оппозиционные движения станут более радикальными. Среднеазиатские правительства, такие, как узбекское, так сильно боятся исламских партий, что нередко сажают людей за решетку просто за их верования. Самый большой знак вопроса висит над Россией, которая является одним из главных мировых экспортеров нефти, природного газа и другого сырья и владеет огромным ядерным арсеналом.
Путин не всемогущ.
Путина, ветерана Комитета государственной безопасности, который был избран президентом в 2000 году, обыкновенно рисуют как непобедимого.
В соответствии со своим видением "управляемой демократии", он поставил под контроль Кремля средства массовой информации и клику супербогатых магнатов делового мира. Он отменил выборы региональных губернаторов и принимает законы, которые сделают парламент куда менее разносторонним.
Но появились очевидные ограничения власти Путина.
Розовая и оранжевая революции были несчастьем для российской внешней политики. Жестокая, длящаяся 5 лет война в Чечне продолжается, порождая больше, а не меньше терроризма, который, как считалось, она должна была остановить. Если цена нефти упадет ниже нынешнего уровня, экономика окажется в затруднительном положении.
А ранее в текущем году, когда Кремль попытался реформировать систему социальных льгот, демонстрации во главе с пенсионерами прокатились по всей стране, заставив Путина содрогнуться и вынудив власти пойти на попятный. Неизбежно стали распространяться слухи о "седой революции".
Путин должен уйти после окончания второго срока в 2008 году, однако многие политические обозреватели в России считают, что он лично выберет себе преемника или изменит конституцию, чтобы остаться во власти.
Диссидент Обозов и его организация "Идущие без Путина" - названная так в насмешку над пропутинской молодежной организацией "Идущие вместе" - считают, что этому можно помешать. Насчитывая в Санкт-Петербурге и Москве всего 120 членов, это движение едва ли кажется угрожающим. "Пока у нас нет офиса или компьютера. Мы встречаемся в кафе и на улице. Я полагаю, нам может пригодиться определенная поддержка", - сказал Обозов.
Как только была создана группировка "Идущие без Путина", появилась еще одна прокремлевская молодежная организация "Наши", которая называет противников Путина "фашистами".
Обозова это не страшит. Его активисты молоды, любят Интернет и смело идут на риск милицейских притеснений.
Он считает, что движение, основанное в январе с.г., может стать российской версией украинской организации "Пора", которая помогла осуществить Оранжевую революцию на Украине.
Оно уже является частью странной, но растущей коалиции либералов, коммунистов и националистов, все из которых объединились против нынешних властей, сказал Обозов. "Нам бы хотелось быстрых перемен, но мы готовы копить силы к 2008 году", - сказал он.
У него пока нет на уме цвета для новой революции. Он посмеялся: "Нам потребуются профессионалы, чтобы решить этот вопрос".