taz: Господин Франк, считает ли amnesty international приговор Михаилу Ходорковскому делом, которое имеет к ней непосредственное отношение?
Петер Франк (Peter Franck): Да. Есть много признаков того, что этот процесс был нечестным и политически мотивированным.
taz: Ходорковского обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Политическим правонарушением это не является. . .
Петер Франк: Правильно. Но дело не в этом. По оценке российских правозащитников, Ходорковский, в любом случае, был арестован также за свою политическую деятельность, в том числе за то, что на последних выборах в Думу поддержал оппозицию. Когда по политическим мотивам начинается выборочное уголовное преследование, то это является проблемой, которой занимается amnesty international.
taz: Но вы не потребовали безоговорочного освобождения Ходорковского?
Петер Франк: Нет. Да amnesty international и не может давать оценку, соответствуют или нет обвинения в уклонении от уплаты налогов. Мы требуем соблюдения стандартных принципов правового государства и исходим из того, чтобы на честном судебном процессе не был наказан невиновный.
taz: Выборочное уголовное преследование может также означать, что один виновный справедливо несет наказание, а другой, имеющий связи в правительстве, остается на свободе. . .
Петер Франк: Да. Я понимаю, что Вы хотите сказать. Другие олигархи во время приватизации и при уплате налогов вели себя, наверное, вряд ли иначе, чем Ходорковский. В этой ситуации amnesty international не может требовать ни осуждения других олигархов, ни освобождения Ходорковского. Мы выступаем за то, чтобы соблюдались права обвиняемых. К сожалению, эти права особенно часто нарушаются в том случае, когда за судебным преследованием стоят серьезные политические мотивы.
taz: Глава итальянского правительства Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) тоже обвиняет прокуратуру Милана в том, что она ведет в отношении него следствие по политическим причинам. Берлускони - тоже случай для подключения к нему amnesty?
Петер Франк: Разумеется, он тоже имеет право на честный судебный процесс. Но ситуация выглядит несколько иначе. Берлускони - глава правительства, и в его распоряжении совершенно иные властные средства.
taz: Ходорковский был самым богатым человеком России, то есть у него тоже были известные властные средства. . .
Петер Франк: Конечно, возможно это и послужило причиной процесса, чтобы лишить его этих средств, с тем, чтобы он больше не мог поддерживать оппозицию. Богатые люди тоже могут становиться жертвами политического процесса. Кстати, мы хотим, чтобы достоянием гласности становились и политические процессы в отношении людей, которые не являются столь известными, как Ходорковский.