17 мая 2005 года. Рано или поздно в жизни мирового лидера происходит событие, которое определяет конечный срок его пребывания во власти. Для Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) это была забастовка шахтеров, для Ричарда Никсона (Richard Nixon) - те самые магнитофонные пленки. А для российского президента Владимира Путина событием, которое, скорее всего, предопределит формирование его имиджа в глазах внешнего мира, является приговор суда по делу нефтяного магната Михаила Ходорковского.
С момента своего прихода во власть в 2000 году г-н Путин, бывший полковник Комитета государственной безопасности, демонстрирует миру два лица. Первое - прогрессивный демократ, преисполненный обещаний реформ и поддержки главенства закона. Второе - правитель, становящийся все более авторитарным по мере того, как он забирает себе рычаги власти в Кремле.
До недавних пор внешний мир не знал, какому имиджу Путина верить: демократа или автократа. Но это судебное дело, приговор по которому сегодня продолжали зачитывать в московском суде, подвергает президентство Путина суровой проверке.
С самого начала уголовное преследование бывшего главы крупнейшей в России нефтяной компании "ЮКОС" отдавало персональной вендеттой по приказу российского президента.
Во-первых, хотя в России есть много магнатов с миллиардными состояниями и с темным прошлым, только г-н Ходорковский был выбран следователями в качестве объекта проводимого с такой дотошностью уголовного расследования. Во-вторых, его арест - вооруженными милиционерами в заснеженном сибирском аэропорту 2 года назад - произошел как раз в тот момент, когда г-н Ходорковский занялся политикой и начал финансировать партии, находящиеся в оппозиции к г-ну Путину.
Возьмем теперь сам судебный процесс. Несмотря на то, что это дело является самым громким в России, оно слушается в крохотном зале Мещанского районного суда, где хватает места всего для восьми журналистов - что, по сути, не дает возможности присутствовать на заседаниях суда большинству представителей средств массовой информации.
Правозащитная организация "Amnesty International" жалуется на "значимый политический контекст" этого судебного дела, критикуя судей за то, что они выслушивают значительную часть свидетельских показаний на закрытых заседаниях.
Наибольшие споры вызвала ничем не мотивированная задержка оглашения приговора.
Первоначально трое судей должны были сделать свои заключения 27 апреля, но в тот день те, кто прибыл в суд, обнаружили на двери объявление, где было написано, что оглашение приговора переносится на 16 мая.
Никаких обоснований для задержки не было дано ни тогда, ни после, что породило подозрения, что так распорядился Кремль, чтобы избежать смущения, когда на прошлой неделе на торжества в Москве по случаю Дня Победы съехались иностранные сановники.
Каким бы ни было объяснение, так не гоже убеждать мир, что в стране существует прозрачная правовая система.
Еще больше вопросов вызывает параллельная атака на компанию г-на Ходорковского.
"ЮКОС", в свое время крупнейшая в России нефтяная компания, на долю которой приходилась почти пятая часть всей добываемой в стране нефти, получила уведомление о необходимости уплатить недоимки по налогам в сумме 10 млрд. долл. США.
Когда компания попыталась осуществить погашение долга, государство распорядилось продать на аукционе в декабре прошлого года ее главное добывающее подразделение.
Высоко поднялись брови, когда государство объявило цену, которая равнялась примерно половине рыночной капитализации компании. Брови полезли еще выше, когда государство присудило победу на аукционе самому себе. Для рынков это дело выглядело как ренационализация, проведенная с черного хода, причем достаточно неуклюже.
Российский президент уже сосредоточил в своих руках большинство рычагов власти. Его партия "Единая Россия" контролирует парламент и следует инструкциям Кремля. Телевизионные компании находятся под контролем государства, а выборность региональных губернаторов отменена: г-н Путин теперь назначает их сам.
Приобретение "ЮКОСа" прибавляет экономическое влияние к политической монополии Кремля.
Однако внешний мир лишился присутствия духа. С того времени, как идет разбирательство по делу Ходорковского, отток капиталов - вывоз богатыми людьми своих денег из страны - утроился. Бизнесы обеспокоены после того, как BP, крупнейшему в России внешнему инвестору, в прошлом месяце внезапно были вменены недоимки по налогам в сумме многих миллиардов долларов.
Точно так же, как прозрачность является краеугольным камнем законности, так и законность является краеугольным камнем демократии. Либо судьи огласят честный и прозрачный приговор, либо они выдадут что-то другое.
В прошлую пятницу прокуроры намекнули на "что-то другое" - объявив о новых обвинениях против г-на Ходорковского. Для многих это представляется расчетливым шагом, чтобы удерживать его за решеткой в течение еще многих лет в процессе еще одного судебного разбирательства.
Все еще возможно, что приговор суда будет справедливым, что свидетельские показания будут соответствовать действительно совершенным деяниям. Но если нет, если мы не увидим свершившегося правосудия, это нанесет большой ущерб г-ну Путину. США уже ополчились на него. Президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) в ходе своего недавнего пребывания в Москве критиковал недостаток демократии в России. Плохой результат сегодня может убедить Вашингтон - и иностранных инвесторов - в том, что законность в России слишком слаба, чтобы ей доверять.
Отношения с Западом являются прохладными с прошедшей зимы, когда г-н Путин поддержал правительство Украины во время так называемой "Оранжевой революции" даже после того, как международные наблюдатели обвинили его в подтасовке результатов выборов.
Парадоксально, но факт: в то время как сегодняшний мрачный приговор, который оставит г-на Ходорковского под замком, укрепит власть Кремля, он серьезно ослабит государство, которое г-н Путин присягнул охранять.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Путин прибегает к показательным судам ("The Daily Telegraph", Великобритания)
'Новое оружие государства' ("Die Zeit", Германия)
Путин говорит одно, делает другое? ("The Financial Times", Великобритания)
Вердикт Путина ("The Washington Post", США)
Путин против Ходорковского: 'правосудие' откладывается ("The Economist", Великобритания)
Приговор Ходорковскому ("Spiegel", Германия)
Для главного российского олигарха настал судный день ("The Financial Times", Великобритания)