В понедельник в суде началось оглашение приговора по самому громкому уголовному делу в России. Обвиняется когда-то самый богатый человек в стране Михаил Ходорковский. Судьи пришли к выводу, что он и его партнер по бизнесу совершили преступления, однако вынесение окончательного обвинительного приговора было отложено как минимум еще на один день.
Кульминационный момент суда над М. Ходорковским наступил в переполненном зале судебных заседаний одного из московских судов, и очень напоминал то, как власти вели это дело с самого начала: в полной неразберихе, при постоянных сюрпризах и неожиданных поворотах на фоне громких протестов тех, кто обвинял президента В.В. Путина в том, что тот воспользовался данным делом для сведения личных политических счетов.
В то время как перед входом в здание суда собрались оттесняемые сотрудниками милиции участники акции протеста, судейская коллегия из трех судей вслух постранично зачитывала решение суда, которое, по словам адвокатов, повторяет обвинения, предъявленные М. Ходорковскому и его партеру по бизнесу Платону Лебедеву.
Эти слова адвокатов оставляют мало сомнений относительно того, что подсудимые будут признаны виновными. Однако спустя всего лишь 2 часа 40 минут после начала заседания главный судья на этом процессе Ирина Колесникова внезапно объявила о том, что вынесение приговора откладывается. Даже адвокаты подсудимых были удивлены и сбиты с толку подобным ходом развития событий, утверждая при этом, что они по-прежнему убеждены, что на оправдательный приговор особых надежд не испытывают.
'С самого начала оглашения приговора стало ясно, что суд признал его виновным. Однако пока еще рано утверждать, в какой степени, и основываясь на каких конкретных доказательствах', - заявил журналистом при выходе из зала суда главный адвокат П. Лебедева Евгений Бару. - Нам надо будет очень внимательно ознакомиться с решением суда'.
По семи пунктам обвинения, включая преступный сговор, мошенничество и уклонение от уплаты налогов, М. Ходорковскому и П. Лебедеву грозит максимальный срок тюремного заключения в 10 лет.
Суд над бизнесменами - наряду с развалом 'Юкоса' на основании налоговых претензий - получил широкую огласку как в самой России, так и за ее пределами, вызывая повышенное беспокойство относительно правильности экономического и политического курса страны при президенте В. Путине, а также нормального функционирования российской судебно-правовой системы.
В прошлом месяце госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила, что администрация Буша внимательно следит за ходом этого процесса, который, по ее мнению, является индикатором соблюдения принципа главенства закона в России. Именно принцип верховенства закона, по мнению адвокатов Ходорковского и его сторонников, был попран властями в попытках приструнить и наказать влиятельного бизнесмена и потенциального политического соперника В. Путина.
Политический подтекст этого дела явно прослеживался исходя из того, что можно было увидеть у входа в здание суда. Здесь собрались митингующие, некоторые из которых обличали М. Ходорковского и П. Лебедева как олигархов, чье состояние нажито обманным путем, однако гораздо больше было тех, кто выступал с критикой правительства В. Путина. Среди второй группы протестующих были замечены лидеры ослабленных в последнее время партий и блоков демократической направленности, среди которых можно было видеть и Гарри Каспарова, бывшего чемпиона мира по шахматам, недавно оставившего шахматную карьеру ради политического противостояния режиму В. Путина.
Когда милиция приступила к разгону демонстрантов - проведение акции протеста было разрешено властями только в течение двух часов - сотрудники правоохранительных органов вступили в стычку с протестующими, включая и Г. Каспарова, который получил несколько ударов, хотя и не был задержан.
Несколько человек из числа протестующих были задержаны, в том числе и один из руководителей либеральной партии 'Яблоко' Сергей Митрохин, сообщивший в телефонном интервью, что милиция избивала его. 'Кто-то ударил меня коленом под ребра', - сказал С. Митрохин, - Потом они ударили меня головой о дверь милицейского фургона, бросили меня туда и приковали наручниками к скамье'.
Пока неясно, сколько человек были задержаны и арестованы. По словам адвокатов М. Ходорковского, их количество исчисляется десятками. Представитель центра общественных связей ГУВД г. Москвы от комментариев отказался. По словам адвоката П. Лебедева Е. Бару, из-за шума, поднятого на прилегающей к зданию суда территории, иногда нельзя было разобрать, что говорится в зале суда.
Сразу же после ареста М. Ходорковского в октябре 2003 г. стало ясно, что отношение к нему и возбужденному против бизнесмена делу четко пролегло по линии водораздела между богатыми и бедными. По мнению известной правозащитницы и сторонницы курса на демократию Валерии Новодворской, данный судебный процесс лишний раз показывает, что Россия, как страна, еще не готова смириться с тем, что бизнесмен в ней может действовать свободно и быть независимым от властей. 'Ходорковский вынужден платить за иллюзию того, что он живет в нормальной стране', - утверждает правозащитница.
Пенсионерка Катерина Петрова стояла среди менее многочисленной группы, размахивающей транспарантами и выкрикивающей оскорбительные слова в адрес М. Ходорковского и других российских олигархов, которых при В. Путине прокуратура пока что не трогает. 'Нами правят бандиты, - восклицает К. Петрова. - Лично я - пенсионерка и вынуждена жить на жалкие копейки'.