Российский предприниматель-нефтяник Ходорковский признан виновным по четырем из семи пунктов обвинения - затем дальнейшее оглашение приговора было отложено. Какую роль играет судебный процесс, проходящий в России, для ее будущего и для отношений между государством и экономикой?
После первого дня оглашения приговора больше уже никто не рассчитывает на оправдание бывшего мультимиллиардера Михаила Ходорковского. Поскольку судья Ирина Колесникова почти дословно воспроизвела позицию представителя прокуратуры, потребовавшего меру наказания в виде лишения свободы сроком на десять лет, наблюдатели ждут, что Ходорковский, 41-летний нефтяной король, будет приговорен к длительному заключению. Мера наказания может быть оглашена сегодня.
Вместе с делом Ходорковского в России завершилась эпоха олигархов. Этот слой предпринимателей более десятилетия определял по своему усмотрению экономическую и политическую судьбу страны. Ходорковский, московский Мидас (Midas), состояние которого в лучшие времена оценивалось в размере 15,2 миллиарда долларов США, был их выдающимся представителем. Ему и его коллегам-предпринимателям удалось в девяностые годы приватизировать экономику таким образом, что сырьевые комбинаты, самое ценное в России, достались им по цене намного ниже их стоимости. Это было сделкой между олигархами и Кремлем.
Президент Владимир Путин заменил олигархов системой, которая не является, как хотелось надеяться, честной и прозрачной и предоставляющей больше места для настоящей рыночной экономики. Путин делает ставку на систему, правила которой в целом являются неясными, но самое важное из них заключается в сомнении к Кремлю. Понятие собственности, основа любой демократии и рыночной экономики, стало относительным. Систему Путина в Москве охотно называют 'Кремль & Сo АО'. Это означает, что Кремль, а точнее сотрудники спецслужбы вокруг президента, претендуют и на другую часть экономики. Все чаще заходит речь о 'стратегически важных отраслях', которые должны сохраняться в руках государства.
Проблема заключается в том, что государство, тем более российское, очень редко проявляло себя в качестве эффективного собственника. Особый интерес Кремль проявляет к нефтяной и газовой промышленности, а также к транспортной отрасли. Чиновники Кремля заседают в наблюдательных советах нефтяных и газовых концернов, таких, как 'Роснефть' и 'Газпром', в 'Аэрофлоте' и в судоходной торговой компании 'Совкомфлот'. Это наносит ущерб экономике. Рост в первом квартале составил всего лишь 4,9 процента (в аналогичном периоде прошлого года - 7,1 процента). Таким образом, Путину до своей заявленной цели: удвоение к 2010 году внутреннего валового продукта - далеко. Отток капитала после разрушения ЮКОСа, крупнейшего нефтяного концерна страны, и ареста Ходорковского увеличился в четыре раза. В 2004 году из страны были выведены 9,4 миллиарда долларов США.
Что будет теперь с ЮКОСом? Образцовый концерн, созданный Ходорковским, потерял в течение одного года на фондовом рынке более 30 миллиардов евро и стоит он пока еще 900 миллионов евро. ЮКОС неплатежеспособен, все активы заморожены. Многое говорит о том, что нефтяная компания будет разрушена полностью. Сердцевина концерна, дочерняя компания 'Юганскнефтегаз', уже выведена из его состава и национализирована. ЮКОС еще должен огромную сумму в виде доплаты по налогам и компенсации ущерба, она составляет 13 миллиардов евро.
ЮКОС теперь занимает среди нефтедобывающих компаний в России только шестое место, экспорт нефти концерн в целом прекратил. Руководство находится за границей, число работников сократилось со 105000 до 80000 человек. Ожидается продолжение увольнений. Предположительно, вскоре на аукцион будут выставлены шесть нефтеперерабатывающих заводов и две дочерние добывающие компании: 'Самаранефтегаз' и 'Томскнефть'. Тогда от ЮКОСа не останется ничего, кроме названия.
Процесс в Москве дал всем предпринимателям понять, что они обязаны делиться своим бизнесом, а в случае необходимости и передавать его полностью Кремлю, если тот выступит с претензиями на это. Тот, кто хочет заниматься политикой, может это делать до той поры, пока это не мешает кремлевской партии 'Единая Россия'.