Наши новые правители пытаются похоронить прошлое, потому что боятся его. Наш нелепый премьер - пожалуй, самый невежественный человек из всех, кто когда-либо занимал этот пост, но это невежество он выбрал для себя сам.
Он хочет, чтобы мы забыли, какой наша страна была раньше, ведь тогда ему легче будет превратить ее в то унылое место, каким он ее видит.
Потому-то его правительство фактически отменило празднование Дня победы. Пожалуй, премьеру действительно не следовало появляться на этих торжествах - впрочем, он и этого не понимает. Ему просто было наплевать. Слишком уж он занят плетением интриг или еще чем.
Самозванные 'модернизаторы' - их вы найдете во всех крупных партиях - питают отвращение к истории нашей страны. Они сделали все, чтобы изгнать ее из школьных программ - настолько, что многие люди моложе тридцати пяти почти ничего не знают о том, что происходило до их рождения. Они самонадеянно считают, что только им по плечу преобразовать Британию. Именно поэтому все их реформы и заканчиваются таким провалом.
Они не знают, насколько мы раньше были добрее, деликатнее и вежливее. Они не знают, как и почему мы стали таким свободолюбивым, но при этом мирным и дисциплинированным народом. Они ничего не знают о скромной, непоказной доблести целого поколения, отдавшего лучшие годы жизни для спасения того, что ему было дорого.
Не знают они и о том, как трусливые, мелочные и близорукие политики втравили нас в схватку, которой можно было легко избежать. Они не знают о том, что уже после прихода Гитлера к власти политики-лейбористы долго выступали против перевооружения страны. Они не знают о том, что тори, проиграв внеочередные выборы в одном-единственном округе, настолько запаниковали, что до последнего момента отказывались выделять средства на строительство столь необходимых нам кораблей, самолетов и танков.
Они не знают, что война, возникшая из-за нашей слабости и близорукого крохоборства, чуть не привела страну к банкротству, и о том, как беспощадно американские союзники воспользовались ее бедственным положением, чтобы разрушить нашу империю. Они ничего не знают, и поэтому, празднуя нашу победу, игнорируют опасность дня сегодняшнего.
Рассказывают, что на званом обеде во дворце Бленхейм Николас Сомс (Nicholas Soames), этот карикатурный тори, возмутился, когда немецкие гости заговорили на родном языке: 'Что за черт! Мы же выиграли первый раунд, и второй тоже. Не ожидал, что услышу немецкую речь в доме, где родился Уинстон Черчилль'. Не ожидал? А напрасно. Ведь под руководством самодовольных политиков вроде него самого мы проиграли третий раунд, и позволили Германии через посредство Евросоюза руководить Европой в целом и Британией в частности.
Если бы в День победы мы меньше поддавались сентиментальности, а больше размышляли, мы бы постарались этого не допустить. На деле же мы, обезоруженные собственным сознательным невежеством, попросту выбросили за ненадобностью все то, за что так яростно сражались наши отцы и деды - национальную независимость и свободу.
Премьер-министр удивляется: куда исчезли взаимоуважение и вежливость между людьми? Пожалуй ему стоит подумать, не связано ли это с тем, что 42% детей в стране сегодня рождаются вне брака - чему немало поспособствовало его правительство, уравняв между собой брак и другие формы сожительства.
Есть что-то героическое в дерзком, самоубийственном сопротивлении, которое французы оказывают антиникотиновому лобби. В парижском отеле, где я останавливался на прошлой неделе, мой номер для некурящих был снабжен пепельницей, на которой красовалась наклейка: 'Вы находитесь в номере для некурящих'.
'Никудышные тори' и их 'принцесса Тони'
Слушайте, я действительно обещал на какое-то время забыть о 'никудышных тори', но потерпите еще немного. Давайте немножко посмеемся над их странной идеей о том, что Консервативной партии необходима собственная 'принцесса Тони'. А я-то думал, что фальшь - одно из тех качеств, которое им не нравится в г-не Блэре.
Почему тогда они, подобно лейбористам, решили выбрать своим лидером человека, который ничем себя не проявил, но успешно продвигался по служебной лестнице, и к тому же, судя по всему, не имел твердых убеждений, чьим главным достоинством, похоже, являлось отсутствие зримых связей с собственной партией? Разве все это - не признаки неискренности?
Что же касается 'Блэра и Брауна' партии тори, а именно господ Осборна и Камерона [Джордж Осборн (George Osborn) и Дэвид Кэмерон (David Cameron) - основные претенденты на пост нового лидера Консервативной партии; их сравнивают с Тони Блэром и его соперником - 'вторым человеком' в партии лейбористов Гордоном Брауном (Gordon Brown) - прим. перев.], то эти фигуры вызывают у меня беспокойство. У обоих - особенно у Джорджа Осборна - младенчески гладкие лица, как будто им ни разу не довелось пережить ни трудностей, ни неудач. Оба - профессиональные политики, относящиеся к той категории, что уже натворила в стране немало бед. Помешательство на молодости [Осборну 33 года, Кэмерону - 38 - прим. перев.] в политике - вещь в принципе глупая, а в данном случае оно представляется просто абсурдным.
Парад на Красной площади - страшноватое напоминание о том, какой хочет видеть Россию Путин
А я-то думал, что с 'демонстрациями силы' на Красной площади, от которых мурашки бежали по коже, покончено навсегда. Последнюю из них я видел лично - 7 ноября 1990 г. я стоял неподалеку от Мавзолея, глядя как танки с ревом катятся по брусчатке и исчезают за собором Василия Блаженного: тогда казалось, что это не повторится.
Да, миллионы честных россиян храбро сражались и погибли на войне, и я глубоко чту их подвиг - но не их правителей. В начале войны Советский Союз - который Владимир Путин мечтает отстроить заново - был главным союзником Гитлера. В сентябре 1939 г. советские и германские войска устроили совместный парад в захваченном у Польши городе Брест (я видел фото). Тайные полиции двух стран - Гестапо и НКВД - обменивались заключенными, передавая друг другу тех, кого каждая из сторон хотела расстрелять. Немецкие танки, промчавшиеся по Франции в 1940 г., были заправлены советским бензином; он же плескался в баках самолетов люфтваффе, бомбивших британские города. По приказу Москвы британские и французские коммунисты саботировали усилия своих стран в борьбе против Гитлера.
Кроме того, наши доблестные советские союзники, вынужденные перейти на нашу сторону после нападения Гитлера, воспользовались войной, чтобы расширить свою империю до самого центра Европы. Я часто задаюсь вопросом: что говорили бы люди, если бы история развивалась по другому, и мы каким-то образом воевали бок о бок с Германией против России, а немцы освобождали бы сталинские лагеря, помалкивая при этом о собственных?
Избавьте меня от левацкого культа Билли Элиота
Странный культ 'Билли Элиота' ['Billy Elliot' - вышедший в 1998 г. фильм режиссера Стивена Далдри (Stephen Daldry) о мальчике из шахтерской семьи, который занимался балетом. Действие фильма происходит во время знаменитой шахтерской забастовки 1984-85 гг. - прим. перев.] вызывает у меня тошноту. В чем смысл-то? Ну ладно, мальчики могут заниматься балетом, и что из этого? Большинство из них ни за что не захотели бы этого делать, но лично я не вижу здесь ничего плохого. Фильм мне ужасно не понравился - скучная, приторная смесь политкорректности, сортирного юмора, сентиментальности и безмозглого левачества. Теперь появился и одноименный мюзикл, так что нам придется пройти через все это еще раз. Что ж, меня это не радует, и, думаю, многие со мной согласятся. Так что нельзя ли прекратить поток славословий по этому поводу?
* * *
Мода на капюшоны и бейсболки явно вызвана не с желанием принарядиться. Это естественная реакция уличной шпаны на распространение камер видеонаблюдения - жалкого суррогата, заменившего патрулирование улиц полицией. На видеопленке люди в капюшонах выглядят на одно лицо. Если бы полиция вновь вернулась к практике пешего патрулирования, капюшон не защитил бы хулиганов.