Решение Кремля отменить запланированное было слияние российского газового монополиста 'Газпрома' с нефтяной компанией 'Роснефть', несомненно, положительно - как для 'Газпрома', так и для 'Роснефти', а также несет положительный потенциал и для всей России.
Однако этому решению, о принятии которого было объявлено вчера, предшествовали месяцы непрекращающихся споров, в результате чего неминуемо возникают вопросы относительно способности президента Владимира Путина контролировать действия своих собственных подчиненных.
В прошлом году изначально планировалось, что государство поднимет свою долю в капитале 'Газпрома' с 38 процентов до контрольного пакета, превышающего 50 процентов, путем его объединения с компанией 'Роснефть', на сто процентов подконтрольной государству. Нового гиганта Кремль рассчитывал использовать для усиления роли государства в экономике, в особенности в чрезвычайно важном секторе топлива и энергетики.
В прошлом году Кремль обозначил свое одобрение запланированной сделки тем, что позволил 'Роснефти' приобрести компанию 'Юганскнефтегаз', крупнейшее предприятие, ранее входившее в состав компании "ЮКОС". Продукт слияния 'Газпрома' и 'Роснефти' должен был стать символом России Владимира Путина - локомотив отрасли с Кремлем на месте машиниста мог на равных состязаться с крупнейшими мировыми энергетическими корпорациями.
Однако весь этот план пришелся не по вкусу президенту 'Роснефти' Сергею Богданчикову, решительно настроенному на то, чтобы компания оставалась независимой. Богданчикову, по-видимому, удалось победить сторонников слияния, играя на противоречиях внутри Кремля.
Его победа пойдет на пользу обеим компаниям. Даже без 'Роснефти' 'Газпром' уже слишком велик, чтобы им можно было эффективно управлять. Газовому гиганту необходима реструктуризация управления, а не дальнейшее расширение. Что же касается 'Роснефти', то и она будет лучше работать сама по себе, если ей не придется по каждому поводу дополнительно отчитываться перед бюрократией 'Газпрома'.
По отдельности эти две компании станут гораздо более привлекательными объектами для инвестиций, нежели объединенный национальный гигант, что, в свою очередь, должно положительно повлиять на ситуацию в российской энергетике, где очень не хватает капиталовложений. Однако для этого необходимо выполнить определенные условия: Кремль должен выполнить свое давнишнее обещание убрать ограничения на покупку акций 'Газпрома' иностранными инвесторами, провести запланированную частичную приватизацию 'Роснефти' и поддерживать прозрачность управления энергетическим сектором.
И все же, даже если в Кремле приняли правильное решение не проводить слияние 'Газпрома' и 'Роснефти', вся эта история заставляет усомниться в том, что Путин действительно крепко держит в руках бразды правления. В свое время он пришел в президентское кресло с обещанием восстановить власть Кремля и подавил все возможные альтернативные центры силы, включая бизнесменов-олигархов, журналистов и губернаторов регионов, передав власть главным образом чиновникам. Однако, получив ее, они не только не сплотились вокруг своего лидера, но и начали эксплуатировать полученные возможности в собственных интересах. Причем господин Богданчиков, которому удалось добиться желаемого результата с помощью своих кремлевских связей - лишь один из примеров чиновника, влияющего на государственную политику с учетом собственных соображений.
Соперничество между различными группировками в Кремле по-видимому, нарастает по мере того, как приближается 2008 год, когда завершится второй президентский срок Путина. Неминуемо будет расти и опасность того, что политические решения начнут приниматься ради получения политической или личной выгоды. Поэтому сегодня президенту необходимо принять меры к тому, чтобы восстановить свою власть в сфере экономической политики, иначе Россию ждут экономическая нестабильность и застой.