18 мая 2005 года. Тот, кто внимательно следит за международной обстановкой, вполне возможно, будет поражен многими параллелями между Ираном периода 1978 года и нынешним Узбекистаном. Подразумевалось, что лидеры обеих стран являются союзниками США. В обеих странах правили сильные личности, которые использовали угрозы исламского экстремизма для оправдания уголовных преследований и пыток. Шах и узбекский президент Ислам Каримов оба сталкивались с фундаменталистскими антизападными исламскими движениями, которые стремились свергнуть правительство и создать теократическое государство. Одного подозрения в принадлежности к радикальной исламской группировке было достаточно, чтобы повлечь наказание как в Иране, так и в Узбекистане. Иранским фундаменталистам удалось свергнуть режим шаха. Исход борьбы в Узбекистане пока неизвестен.
Никто не отрицает, что Узбекистан находится на переднем крае войны с террором. Самая печально знаменитая в регионе террористическая группировка, Исламское движение Узбекистана (ИДУ), поддерживает тесные отношения с "Аль-Каидой" и движением "Талибан". ИДУ остается преданным делу свержения президента Каримова и создания исламского государства. Базирующаяся в восточной части Таджикистана и в Афганистане, ИДУ в последние годы нападает на американские и коалиционные силы в Афганистане и Пакистане и планирует атаки на посольства США во всей Средней Азии. Боевики ИДУ также совершали рейды в Киргизстан и Узбекистан летом 1999 и 2000 годов. Американские войска впервые встретились с ИДУ, когда коалиционные силы в 2001 году вторглись в Афганистан, где боевики ИДУ сражались рука об руку со своими талибскими союзниками.
Многочисленные другие местные исламские группировки призывают к свержению узбекского правительства, хотя и ненасильственными средствами. Главной среди них считается "Хизб ут-Тахрир"( Hizb-ut-Tahrir), созданная в 1953 году шейхом Такуиддином ан-Набхани аль-Фаластини (Taqiuddin an-Nabhani al Falastini). "Хизб ут-Тахрир" со штаб-квартирой в Лондоне является радикальной фундаменталистской группировкой, которая добивается восстановления исламского образа жизни и создания глобальной исламской империи, после чего она намерена начать войну против остающихся неверных.
Но в наши дни у всех на устах исламская группировка "Акрамия" (Akramiya). Неизвестно, является "Акрамия" террористической группировкой или преследуемой религиозной сектой, и вообще, существует ли она.
Это зависит от того, к кому вы обратитесь за разъяснениями. "Акрамия" была основана в 1996 году Акрамом Юлдашевым, 29-летним учителем математики из Андижана, где на прошлой неделе была вспышка насилия. По сообщению радио "Свободная Европа", "Акрамия" откололась от группировки "Хизб ут-Тахрир". Они разделились после того, как Юлдашев решил, что ненасильственные методы "Хизб ут-Тахрир" по созданию в регионе исламского государства не дадут результата в Средней Азии.
В 1998 году группировка Юлдашева была запрещена, а ее лидер арестован за хранение наркотиков. В декабре 1998 года Юлдашева амнистировали. На следующий день после террористических взрывов в Ташкенте в феврале 1999 года он снова был взят под стражу и приговорен к 17 годам тюремного заключения, несмотря даже на то, что многие считали взрывы делом рук ИДУ.
Председатель Узбекского общества защиты прав человека Талиб Екубов заявил радиостанции "Свободная Европа", что исламская группировка "Акрамия" прекратила свою работу в Узбекистане, и что правительство Каримова использует обвинения в исламском экстремизме как предлог для нападок на инакомыслие.
"Они выдумали 'Акрамию', - сказал он. - Сегодня в Узбекистане нет ничего похожего на 'Акрамию'. Несколько лет назад они говорили о ваххабитах. Затем они начали говорить о 'Хизб ут-Тахрир'. Членство в другой исламской группировке, 'Джамоати Таблиг' (Jamoati Tabligh), стало еще одним обвинением, по которому они засадили в тюрьму много людей. И вот теперь 'Акрамия'. Я уверен, что через какое-то время власти придумают какое-нибудь новое название. Это процесс, свидетелями которого мы являемся в Узбекистане".
Юлдашев неоднократно отрицал любое участие в политике или призыв к свержению правительства. Защитники Юлдашева тем временем рисовали своего подзащитного как исламского Стюарда Смайли (Stuart Smiley) и указывали на теологический памфлет "Путь к вере", который он написал в 1992 году. По свидетельству тех, кто знаком с этим памфлетом, "Путь к вере" является "работой об этике, в которой внимание фокусируется скорее на внутреннем мире человека, чем на обществе, и высказывается мысль, что отдельным личностям следует нести ответственность за собственные поступки". Правительство подошло к оценке этой работы по-иному, заявив, что она призывает к свержению правительства и к созданию фундаменталистского исламского государства. Прокуроры назвали "Путь к вере" учебным пособием для исламских заговорщиков.
Как бы там ни было, исламская группировка "Акрамия", находясь вне официального, поддерживаемого государством ислама, остается под запретом, а всякому, кто имеет отношение к ней, грозит арест. (Правозащитники оценивают, что в Узбекистане сегодня насчитывается более 6000 религиозных и политических заключенных.) Вспышка насилия на прошлой неделе в Андижане разразилась, когда суд признал 23 видных бизнесменов виновными в принадлежности к "Акрамии". Сторонники говорят, что 15, по меньшей мере, из осужденных имели свои компании, что многие из них являются сторонниками светского государства, и что признания от них были получены под пытками. Именно те, кто выступал в защиту Акрама Юлдашева - кое-кто из них был с оружием - и вышли на улицы Андижана на прошлой неделе. Силами безопасности было убито, возможно, до 500 человек, включая многих женщин и детей.
Есть две теории, почему преследовали андижанских бизнесменов. Одна считает, что правительство и силы безопасности нуждались в том, чтобы в них видели успешных борцов против религиозного экстремизма. "Война с экстремизмом и терроризмом началась с того, что государство непрерывно требовало все новые жертвы, - сказал Рахматулло Алибаев, местный активист правозащитного движения, Институту войны и мира (Institute for War and Peace Reporting). - Настоящие члены 'Хизб ут-Тахрир' давно уже арестованы, а теперь. . . хватают миролюбивых мусульман".
Вторая теория гласит, что правительство использует конфискованную у богатых бизнесменов собственность для собственного обогащения. Радио "Свободная Европа" приводит высказывание Мамуржона Курбонова, одного из осужденных бизнесменов, который заявил, что у обвиняемых конфисковали собственность, в том числе мобильные телефоны, автомобили и ювелирные изделия. Директор правозащитной организации Екубов называет эти конфискации государственным пиратством.
"Узбекистан является свидетелем периода государственного пиратства, - заявил Екубов радио "Свободная Европа". - Государство использует судебную систему для ограбления собственных граждан, Мы видим, что предпринимателей грабят, и применяются самые разные уловки, чтобы попытаться засадить их в тюрьму".
Узбекистан остается важным союзником США в войне с террором, при этом американские вооруженные силы по-прежнему используют узбекскую военно-воздушную базу для поддержки операций в Афганистане. Белый дом на прошлой неделе призвал к тому, чтобы переход к "более представительному и демократическому правительству" осуществлялся мирным путем, а не с помощью насилия".
Но, как и покойный шах Ирана, президент Каримов, кажется, не видит пользы в демократии, защите прав человека или главенстве закона. "Связывать эти трагические события с развитием демократии абсурдно, - сказал он на пресс-конференции. - Попытки искусственно навязать демократию странам, которые далеки от ее стандартов, могут привести к тому, что от этого выиграет третья сила - радикальные мусульманские группировки".
Во время визита в 2002 году президента Каримова в Вашингтон он обещал "построить сильное и открытое гражданское общество, обеспечить уважение к правам человека и свободам и создать подлинно многопартийную систему. Он также обещал обеспечить проведение свободных и честных выборов, разрешить политический плюрализм, разнообразие мнений и свободу их выражения, гарантировать независимость средств массовой информации и судов".
Но пока существует даже мнимая угроза исламских фундаменталистов, демократический оазис в этой пустыне останется всего лишь миражом.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Буш на распутье ("Berliner Zeitung", Германия)
Кровь узбеков, лицемерие Запада и последний большой нефтяной захват ("The Independent", Великобритания)
Вызов Узбекистана ("The Washington Times", США)
Откалывающиеся окраины ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Загадка Узбекистана ("The Washington Times", США)
Отношения Узбекистана с США и Россией подвергаются испытанию ("Christian Science Monitor", США)
Непонимание ситуации в Узбекистане ("The Weekly Standard", США)
Что скрывается за терактами в Андижане? ("Le Figaro", Франция)
Уроки Узбекистана ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)
Огнем и мечом ("Die Welt", Германия)
Выдумываем аргументы в поддержку ташкентского мясника ("The Times", Великобритания)
Баланс террора ("The Guardian", Великобритания)
Резня в Узбекистане ("The Washington Post", США)
Сделка с деспотом ("Financial Times Deutschland", Германия)
Ветры перемен достигают Средней Азии ("The Financial Times", Великобритания)
События в Узбекистане - постыдная реакция на аморальное злодеяние ("The Independent", Великобритания)
Что вынуждает Запад поддерживать этого палача ("The Guardian", Великобритания)
Азиатская дыра ("La Vanguardia", Испания)
Нестабильный Узбекистан ("The Wall Street Journal", США)
Да здравствует ветер перемен в Азии ("The Independent", Великобритания)
Восстание в Узбекистане подавлено железной рукой ("The Times", Великобритания)
Напряженность в Ташкенте ("The Daily Telegraph", Великобритания)
Восстание, потопленное в крови ("Liberation", Франция)