Узбекский лидер Ислам Каримов совершенно определенно надеется выиграть от своего жесткого подхода к протестам в городе Андижане. Но Запад должен сделать так, чтобы это у него не получилось. Если Каримов переживет кризис, сохранив свой авторитарный режим, антидемократические лидеры во всем мире смогут убедиться, что жестокость приносит свои плоды.
Очевидно, Каримов извлек уроки из недавних демократических переворотов, которые волной прокатились по территории бывшего Советского Союза. В Грузии, на Украине и в Киргизии президенты-ветераны были изгнаны со своих постов благодаря народным протестам. Их изгнали благодаря тому, что они не захотели - или не смогли - использовать силу против мирных демонстрантов.
Каримов находится в ином положении. Во-первых, если бывшие лидеры Грузии, Украины и Киргизии при всем их авторитаризме имели определенные либеральные взгляды, то узбекский диктатор управляет одним из самых жестких режимов на территории бывшего Советского Союза, используя при этом беспощадную тайную полицию. Далее, он противостоит реальной угрозе исламских экстремистов, которые имеют собственную армию, называемую Исламским движением Узбекистана. Вне всяких сомнений, диктаторская политика Каримова, направленная на подавление политической оппозиции, лишь усугубила эту опасность. Однако даже самый передовой и просвещенный правитель Ташкента встал бы перед очень трудным выбором.
И наконец, хотя детали событий в Андижане до конца не ясны, похоже, что они были спровоцированы нападением на тюрьму. Вооруженные налетчики освободили заключенных и вывели на улицы сотни безоружных сторонников. Власти оказались в трудной ситуации.
Но хотя положение Каримова довольно специфично, реакция властей на действия демонстрантов непростительна. Даже по подсчетам официальных властей было убито 169 человек. Свидетели говорят о 500. Это была слишком жестокая реакция: массовая резня, сравнимая с событиями 1989 года на Площади Тяньаньмэнь.
Каримова необходимо заставить заплатить за это политически. Лучшее, на что можно надеяться, это то, что данные убийства вызовут в Узбекистане волну массовых мирных протестов. Президент может одновременно подавлять демонстрации в двух-трех местах, но сделать это в 10-20 населенных пунктах он не в состоянии. По крайней мере, такие протесты могут заставить власти пойти на проведение политических реформ, включая независимое расследование событий в Андижане.
Необходимо оказать на Ташкент и международное давление. Европейский Союз громко выразил свой протест. Однако Соединенные Штаты действуют очень осторожно, помня о роли Каримова в антитеррористическом союзе. Вашингтон должен понять, что узбекский лидер может легко стать обузой, а не помощником в этом альянсе против терроризма. Своими действиями он не подавляет воинствующий ислам, а подстрекает его к дальнейшим действиям.
Кроме того, Каримову нельзя позволить остановить демократические перемены в бывшем Советском Союзе. Прочие авторитарные лидеры, особенно российский президент Владимир Путин, пристально следят за развитием событий в Узбекистане. Никто не считает Каримова образцом для подражания, однако будет трагедией, если кто-то из них, любым путем, захочет последовать его ужасному примеру.