На международной арене царит угнетающий хаос и безудержная агрессия. Угрозы из-за рубежа стали многочисленными и разнообразными, терроризм пересекает границы, бандитские группы, порой более мощные, чем правительства некоторых стран, занимаются торговлей наркотиками, а транснациональные компании повсеместно оказывают свое давление. Не хватает воды, зато в изобилии землетрясения и наводнения. У Запада свои собственные устремления, у различных этнических групп свои. Торговые соглашения пока лишь обеспечивают осуществление неравной конкуренции. Долги используют в качестве средства политического давления. А сильные державы за всех решают, когда и какое оружие массового уничтожения является действительно плохим оружием.
Мир исчерпал почти 60 процентов своих невозобновляемых ресурсов. Две трети земного шара отравлено и загрязнено. Биологическое разнообразие уменьшается. А человечество за последние несколько лет израсходовало больше продовольствия и энергии, чем за 18-й и 19-й века. Мир в его сегодняшнем состоянии находится на этапе мальтузианской обреченности. Как долго сможет Земля выдерживать такую нагрузку неограниченного развития? Никто точно этого не знает. Большая часть природных ресурсов планеты используется крупными индустриальными державами, теми самыми державами, что отдают армиям приказы об уничтожении городов и распространяют эпидемии.
Можем ли мы хоть что-то сделать перед лицом этих угроз? Могут ли наши военные хоть что-то сделать перед лицом бедности, неграмотности и болезней? И каким образом сможем мы решить такое огромное нагромождение проблем гражданского и военного характера?
Во-первых, террор, долги, этнические и религиозные проблемы носят глобальный характер и требуют глобальных путей решения. Во-вторых, пропасть между Севером и Югом, между богатыми и бедными лишь усиливает интенсивность данных проблем. В-третьих, пока в мире правит закон силы, пока международное право переделывается в угоду интересам крупных держав, следует ожидать самого худшего. В-четвертых, двойные стандарты, позволяющие иметь оружие массового уничтожения Израилю, а другим в таком праве отказывающие, и называющие насилие террором очень избирательно, здесь не помогут.
Нам нужна конституция, соответствующая устремлениям нашей страны и ее граждан, а также хартия, в которой будет определена линия нашего развития. Бедность и голод сами по себе являются оружием массового уничтожения, и это оружие следует обезвредить, пока не поздно. Нам необходимо определиться со своей политикой: будет ли это политика умиротворения Севера, или это будет политика солидарности с Югом, откуда произрастают наши корни.
Нам нужны сильные вооруженные силы, но нам надо дважды и трижды думать перед тем, как делать первый выстрел. Войну легче начать, чем закончить. Мы не можем позволять нашим руководителям вечно находиться у власти. Нам нужен приток свежей крови. Люди на улицах, даже на задворках и в подворотнях, имеют право участвовать в решении проблем, и мы должны к ним прислушиваться. У нас не может быть политической демократии без социальной справедливости, потому что мы не можем дать политическую власть тем, у кого уже есть власть экономическая. На это есть простая причина: они могут не захотеть этой властью делиться. Национальное единство означает, что духовенство должно находиться в мечетях и храмах, а военные в казармах.
Дьявол проявляет себя в деталях. Нам необходимо правильно расставить людей на важные посты, нам нужно каленым железом выжечь коррупцию. Нам нужно правильное и эффективное государственное управление, поскольку мы не можем позволить проблемам накапливаться вечно. Государство, по горло погрязшее в проблемах, лишено воли, поскольку опасается соперников; оно прячется за притворными референдумами, оно своими действиями заставляет общество кричать: 'С нас довольно!'
Вопросы национальной безопасности слишком тяжеловесны, чтобы выносить их на публичное обсуждение. Нам нужны семинары с участием специалистов, с откровенным и честным обсуждением болевых точек политики. Наши люди заслуживают решений, а не голословной болтовни. Если люди теряют надежду, они могут превратиться в живые бомбы.
Я могу рассказывать и о национальной безопасности Запада, но у нас достаточно собственных проблем. В условиях незащищенности арабских стран они не могут говорить о коллективной безопасности. Наш провал на региональном уровне будет результатом нашего провала на национальном уровне. Неужели мы не заслуживаем лучшего? Наверное, заслуживаем.
Автор статьи - бывший министр обороны и начальник службы разведки Египта