Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Владимира Путина мучают фантомные боли

Российская империя распадается. Революционная волна может, в конечном счете, докатиться и до Москвы

Владимира Путина мучают фантомные боли picture
Владимира Путина мучают фантомные боли picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Революция в России произойдет только тогда, когда российские регионы потеряют уважение к Кремлю. Тогда республики, а также Сибирь и Дальний Восток будут искать другие притягательные центры. 'И тогда все развалится'.

'Что нам делать со странами бывшего Советского Союза, которые ведут по отношению к нам недружественно?' - такой вопрос поставил недавно близкий к Кремлю Институт исследования общественного мнения ВЦИОМ. Результат следующий: каждый третий россиянин выступил за оказание экономического давления, девять процентов - за введение санкций. Каждый десятый был даже за то, чтобы применить войска.

И спустя 15 лет после распада советской империи, Россия, правопреемница Советского Союза, страдает фантомными болями. Президент Путин даже назвал в своем Послании к Федеральному Собранию распад Советского Союза 'крупнейшей геополитической катастрофой 20 столетия', - будто, и не было Октябрьской революции и Второй мировой войны.

В постсовестких республиках все чаще происходят революции. Начало положила своей 'Революцией роз' Грузия, за ней последовала Украина с 'Оранжевой революцией'. Потом курс на Запад взяла Молдавия. Через некоторое время уже не удалось сдержать 'Революцию тюльпанов' в Киргизии. Узбекский диктатор Ислам Каримов удерживает власть с помощью военной силы.

Политолог Станислав Белковский, прежде советник Путина, разработавший концепцию борьбы с олигархами, работает сегодня над другим черным списком. К странам группы риска, где возможны революции, Белковский относит Армению, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Опасность революционной инфекции он видит также в России и в Азербайджане. Самая стабильная ситуация - в Белоруссии и в Туркменистане.

Распространяемое Кремлем мнение, будто, инспираторами народных восстаний являются США и ЕС, политолог отвергает: 'Причины - домашнего свойства'. Каста во главе государства закрывает доступ другим силам, в народе растет недоверие к политической элите. Помимо этого отсутствует позитивный сценарий будущего. Нет единодушия также в органах безопасности, и они отказывают в послушании.

'Эти режимы пропагандируют среди своих народов стабильность. Но народ хочет динамического развития, которое дает им революция', - говорит Белковский. Революции заразительны. Президенты бывших советских республик чувствуют себя 'как десять маленьких негритят', комментирует ситуацию российское издание "Newsweek": 'Они лишь могут гадать, кто же окажется следующим'.

Авторитет Путина как гаранта порядка пострадал в период сумятицы. Содружество независимых государств (СНГ), слабый союз государств во главе с Россией, не в состоянии сдержать центробежные силы. ГУАМ - это ответ на СНГ. За этой аббревиатурой - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Раньше в ней присутствовала еще одна 'У' - Узбекистан. Но 5 мая страна вышла из организации, созданной в качестве альтернативы СНГ. В укреплении ГУАМ заинтересованы США. Именно соседние государства черноморского бассейна 'имеют крайне важное стратегическое значение для Европы и США', говорит Брюс Джексон (Bruce Jackson), советник вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) и движущая сила США, что касается ГУАМ. НАТО и ЕС обладают большей притягательной силой, чем союз с Москвой. России нечего предложить соседям, считает политолог Андрей Пионтковский: 'Наглая и трусливая, вороватая и неумелая политическая элита России никогда не будет доминировать на постсоветском пространстве. Просто потому, что нужна она там как пятое колесо в телеге'.

Когда российские политологи бесцеремонно вмешиваются по заданию Кремля в предвыборную борьбу на Украине, то ущерба от этого больше, чем пользы. И когда Путин на пресс-конференции передразнивает эстонскую журналистку и объясняет ей, что Прибалтику никогда не оккупировали, это кажется проявлением самодовольства.

О том, что не всегда уважается территориальная целостность соседних государств, свидетельствует также спор о выводе войсковых частей из Грузии, который российская армия затягивает. Российские подразделения дислоцируются в девяти государствах СНГ. В 'ближнем зарубежье', начиная от Севастополя в Крыму и кончая Таджикистаном, проходят службу 50000 российских солдат и офицеров.

Однако авторитет Путина не безграничен. Для диктаторов в соседних странах он излишне демократичен, для демократов - слишком авторитарен. Одна из его излюбленных тем - защита русских, проживающих за рубежом. Однако он ничего не может поделать, когда туркменский диктатор Ниязов высылает русских из страны.

США и Китай пытаются заполнить вакуум. После событий 11 сентября в Средней Азии и на Кавказе были размещены подразделения США. Оба региона имеют значение в связи с наличием там месторождений сырья и транспортных маршрутов по переброске нефти и газа. Китай, тоже желающий воспользоваться нефтью и газом из Казахстана и Туркмении, пытается усиливать свое влияние в Средней Азии.

Путин может оказывать экономическое давление. Надо создавать либеральную империю, говорит Анатолий Чубайс, председатель правления электроэнергетического монополиста РАО 'ЕЭС России'. Чубайс скупает одну электроэнергетическую систему за другой. Не менее агрессивно внедряются в соседних государствах российские сырьевые концерны. Будь то нефтяная, газовая или алюминиевая промышленность, русские во многих государствах СНГ везде - лидеры рынка.

Слабость Путина в отношениях с соседями заключается больше в отсутствии возможности, чем в нежелании. Отсутствует стратегия, все силы сковывают проблему, существующие дома. Олигархи, недовольные экономическим курсом Путина, а также кремлевские схватки за нефть и газ оставляют Путину мало возможностей.

Белковский не исключает революцию в России. Но она произойдет только тогда, когда российские регионы потеряют уважение к Кремлю. Тогда республики, а также Сибирь и Дальний Восток будут искать другие притягательные центры. 'И тогда все развалится'.