Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Деспотичный союзник Америки

Массовая резня в Андижане, на востоке Узбекистана, шокировала мир. Но она не вызвала удивления у тех, кто знает Ислама Каримова

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Узбекистана Ислам Каримов давно уже не скрывает своей решимости безжалостно расправляться с "экстремистами", бросающими вызов его авторитету. "Подобным людям нужно пускать пулю в лоб. Если понадобится, я стану расстреливать их сам", - заявил он в 1998 году. А годом позже он сказал: "Я готов оторвать голову 200 человекам, пожертвовать их жизнями, чтобы спасти мир и спокойствие в республике".

21 мая 2005 года. Массовая резня в Андижане, на востоке Узбекистана, шокировала мир. Но она не вызвала удивления у тех, кто знает Ислама Каримова, драчливого узбекского президента.

Он давно уже не скрывает своей решимости безжалостно расправляться с "экстремистами", бросающими вызов его власти. "Подобным людям нужно пускать пулю в лоб. Если понадобится, я стану расстреливать их сам", - заявил он в 1998 году. А годом позже он сказал: "Я готов оторвать голову 200 человекам, пожертвовать их жизнями, чтобы спасти мир и спокойствие в республике".

Г-н Каримов возглавляет один из самых репрессивных режимов в бывшем Советском Союз с помощью внушающей страх полиции, многих тысяч политзаключенных и пыток.

Его личная роль в Андижане не ясна. Но с учетом того, что в Узбекистане мало что происходит без его согласия, он почти наверняка несет серьезную ответственность за войска, которые 13 мая открыли огонь по толпам людей. Этот инцидент начался с налета на местную тюрьму, который разросся в демонстрации протеста с участием тысяч невооруженных демонстрантов. Войска, возможно, были поставлены перед трудным выбором: отличить вооруженных повстанцев от остальной массы народа. Но они даже и не пытались этого делать. Свидетели сообщили, что они без разбору стреляли по толпе, в результате чего было убито около 500 человек. Власти сообщили, что убито 169 человек. Свидетели говорят также о том, что около 200 человек было убито в других инцидентах в окрестностях Андижана.

Г-н Каримов защищает свои действия, говоря, что волнения были развязаны "силами зла" в форме воинствующих исламистов, имеющих связи с запрещенной экстремистской группировкой "Хизб ут-Тахрир" (Hizb-ut-Tahrir). Беженцы из Андижана, устремившиеся через границу в Киргизию, в ответ обвиняют г-на Каримова. "Расстрел демонстрантов 13 мая показал миру, каков есть Каримов. Руки Каримова обагрены кровью", - говорит Ухтам Туранов, житель Андижана, которому около 30 лет.

Г-н Каримов вчера отверг призывы к проведению международного расследования резни, что явно свидетельствует о его намерении бросить вызов своим критикам. Он не желает становиться новой жертвой народного протеста, который прокатился по всему бывшему Советскому Союзу и свергнул президентов Грузии, Украины и Киргизии. Марта Олкотт (Martha Brill Olcott), специалист по Средней Азии из Фонда Карнеги за международный мир, говорит: "Он никогда не расстанется с властью. Он не похож на Аскара Акаева (бывшего киргизского президента). Он не побежит и не покинет Узбекистан завернутым в одеяло".

Представляется, что г-н Каримов раздавил своих противников. Но ему приходится платить определенную цену, разжигая новую ненависть среди рядовых узбеков. Многое теперь зависит от сохранения лояльности к нему политической элиты, особенно чиновников, которые возглавляют органы безопасности. Пока что западные дипломаты в Средней Азии ожидают, что 67-летний г-н Каримов переживет волнения.

Он - жесткий человек, выросший в жесткой обстановке. Родившийся в бедной семье и воспитанный в государственном приюте для детей-сирот, г-н Каримов изучал инженерное дело и экономику и работал на тракторостроительном заводе прежде, чем перейти на работу в Госплан Узбекистана. В 1989 году чистка Коммунистической партии, инициированная тогдашним советским лидером Михаилом Горбачевым, расчистила г-ну Каримову путь к захвату поста главы компартии Узбекистана. Годом позже он поддержал антигорбачевский путч коммунистических сторонников жесткого курса, но, когда он провалился, бежал с тонущего корабля. Он осудил этот заговор, вышел из компартии Узбекистана и объявил Узбекистан независимым государством. Он быстро понял, что во взрывоопасной этнической смести мусульманской Средней Азии важно сильное национальное тождество, перекрасился в мусульманина и узбекского патриота и выиграл президентские выборы 1991 года с солидным перевесом в голосах.

Он немедленно обрушился на светскую оппозицию и независимые средства массовой информации и с тех пор постоянно закручивает гайки. Он обещал модернизировать экономику, но не сумел ликвидировать многие рычаги контроля советской эпохи. Малочисленная клика деловых людей с хорошими связями обогатилась, особенно на экспорте хлопка. Главной среди них является его дочь, Гульнора Каримова, которая стала контролировать инвестиции в недвижимость, торговлю и главную компанию мобильной связи.

А между тем население в 26 миллионов человек оставалось в основном бедным и становилось все более недовольным теми ограничениями, которые были наложены даже на мелкое предпринимательство. После того как главные истоки оппозиции были раздавлены, антиправительственные настроения сосредоточились в религиозных каналах. Некоторые люди просто прекратили сотрудничать с властями и сделали центром своей жизни мечеть; другие поддержали "Хизб ут-Тахрир", ненасильственную экстремистскую организацию, которая обещала исламское государство; кое-кто вступил в Исламское движение Узбекистана, сокращенно ИДУ (Islamic Movement of Uzbekistan), воинствующую группировку, которая позже установила связи с "Аль-Каидой".

Повстанцы стали организовывать нападения на правительственные объекты, в том числе, в 1999 году, предприняли попытку убить г-на Каримова. Власти ответили также насилием. Рука г-на Каримова укрепилась, когда Соединенные Штаты после 11 сентября 2001 года начали свою войну против террора. Этот хвастливый и изобретательный среднеазиатский автократ стал лучшим союзником Вашингтона в регионе. Президент России Владимир Путин, обеспокоенный угрозой исламизма, тоже предложил ему свою поддержку.

Г-н Каримов воспользовался этой поддержкой, чтобы начать еще сильнее притеснять оппозицию. ИДУ, которое имело свои базы в соседнем Афганистане, было серьезно ослаблено во время возглавляемого Соединенными Штатами вооруженного вторжения в эту страну. Но оставшиеся группы с тех пор эпизодически организуют террористические взрывы в Узбекистане.

Сообщают, что г-н Каримов страдает от подтачивающего его здоровье заболевания. Некоторые из его более либеральных старших чиновников в частном порядке выражают озабоченность по поводу его репрессивного правления, но никто из них не поднял этот вопрос публично. Они боятся его гнева. Они также опасаются, что инакомыслие внутри режима может поощрить новые протесты, которые способы вызвать массовые беспорядки. Не имея очевидных альтернатив, элита Ташкента, кажется, считает, что должна поддерживать г-на Каримова.