Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обвинение против российских судов

Дело 'ЮКОСа' свидетельствует о массе недостатков в российской судебной системе

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНК "ЮКОС"
НК ЮКОС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уральский чиновник Любовь Мясникова показала в суде, что методы уклонения от уплаты налогов, которые использовал Ходорковский в своей деятельности, на самом деле не идут в разрез с российским законодательством. По ее словам, благодаря налогам, которые платил ОАО 'ЮКОС', ее город сегодня в три раза богаче, чем любой другой населенный пункт в регионе. Спустя три недели после дачи показаний государственные обвинители заявили, что госпожа Мясникова сама может подвергнуться уголовному преследованию.

МОСКВА - В марте адвокаты миллиардера Михаила Ходорковского представили главного свидетеля защиты, который, как они надеялись, должен был пробить брешь в главном обвинении против заключенного в тюрьму нефтяного магната.

 

Уральский чиновник Любовь Мясникова показала в суде, что методы уклонения от уплаты налогов, которые использовал Ходорковский в своей деятельности, на самом деле не идут в разрез с российским законодательством. По ее словам, благодаря налогам, которые платил ОАО 'ЮКОС', ее город сегодня в три раза богаче, чем любой другой населенный пункт в регионе. Спустя три недели после дачи показаний государственные обвинители заявили, что госпожа Мясникова сама может подвергнуться уголовному преследованию.

 

В прошлом месяце госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) подчеркнула, что Вашингтон будет внимательно следить за исходом дела 'ЮКОСа', чтобы 'узнать, что он [приговор] скажет о принципе верховенства закона в России'.

 

Те, кто следит за этим процессом с момента его начала в июне прошлого года, утверждают, что ответ на этот вопрос уже давно известен. Указывая на многочисленные нарушения надлежащей правовой процедуры и случаи запугивания свидетелей, они говорят о том, что дело 'ЮКОСа' обнажило массу недостатков в российской судебной системе - изъянов, которые не смогли устранить недавние реформы.

 

'В сущности, произошел отход от принципа справедливого и независимого судебного разбирательства', - считает Тамара Морщакова, бывший судья Конституционного Суда Российской Федерации.

 

На прошлой неделе коллегия в составе трех судей начала оглашать приговор бывшему исполнительному директору 'ЮКОСа' Михаилу Ходорковскому и его партнеру по бизнесу Платону Лебедеву. Несмотря на то, что оба подсудимых официально пока еще не признаны виновными, судейское подведение итогов практически слово в слово повторяет обвинительное заключение прокуратуры, предполагающее виновность Ходорковского и Лебедева по всем статьям обвинения.

 

Кремль представил нефтяную компанию 'ЮКОС' как российский аналог корпорации 'Enron', американского энергетического монстра, чей крах в 2001 г. стал причиной уголовного и гражданского судопроизводства в отношении его руководства.

 

Многие наблюдатели считают, что в основу процесса по делу 'ЮКОСа' в большей степени легли не корпоративные преступления, а возможность для кремлевских политиков свести счеты с врагом, который поддерживал оппозиционные партии и преследовал политические амбиции. 'Это был показательный процесс в полном смысле этого слова, - уверен Милан Хорачек (Milan Horacek), член Европейского Парламента, следивший за делом 'ЮКОСа'. - Достаточно просто посмотреть на то, как они держат Ходорковского в этой металлической клетке, как террориста'.

 

Во время своего первого срока полномочий в качестве президента России Владимир Путин осуществил ряд реформ, направленных на улучшение положения подсудимых в российских судах, порвав тем самым с советским наследием в виде прокурорской предвзятости и практически полным отсутствием оправдательных приговоров. Возросла роль адвокатов, и судебный процесс стал действительно состязательным.

 

Однако, несмотря на определенные подвижки в этом направлении, российские граждане по-прежнему обладают меньшим объемом прав по сравнению с западными судебными системами. По словам госпожи Морщаковой, заключение под стражу до начала судебного процесса до сих пор является наиболее часто применимой к обвиняемым мерой пресечения в случаях, когда залог или домашний арест были бы более уместными. Адвокатам по большому счету запрещено заниматься сбором доказательств в ходе уголовного производства, а судьи регулярно объявляют недопустимыми доказательства, представленные стороной защиты. В этом месяце Конституционный Суд РФ постановил, что прокуроры теперь могут обжаловать оправдательные приговоры, если считают их слишком мягкими. Для сравнения, в Соединенных Штатах приговор по уголовному делу вправе обжаловать только подсудимый.

 

Дело 'ЮКОСа' обнажило все эти проблемы. Ходорковскому и Лебедеву было отказано в залоге (что более чем необычно в случае с так называемыми 'беловоротничковыми' преступлениями, не сопряженными с насилием), и в ходе всего судебного разбирательства они находились в тюрьме. Все прошения обвинения, касающиеся продления срока содержания подсудимых под стражей, были удовлетворены. В марте председательствующая по делу судья Ирина Колесникова своим постановлением продлила срок содержания под стражей 41-летнего Михаила Ходорковского до 14 июля, хотя государственные обвинители даже не просили ее об этом. Более того, она даже не стала рассматривать жалобу стороны защиты на этот счет, несмотря на то, что это является обязательной по закону процедурой.

 

В прошлом году Парламентская Ассамблея Совета Европы пришла к выводу о том, что длительное содержание под стражей обоих подсудимых является 'самым серьезным... из недостатков' судебного разбирательства по делу 'ЮКОСа'.

 

Другие ходатайства и прошения защиты также были отвергнуты судом. Лебедеву, чье состояние здоровья в тюрьме стало резко ухудшаться, было отказано в проведении независимой медицинской экспертизы. Попытки защиты организовать перекрестный допрос свидетелей в суде были расстроены протестами со стороны обвинения, к которым судья, как правило, безучастным не остается.

 

'В отличие от советских времен наши права уважаются лишь формально, - отметил Юрий Шмидт, один из адвокатов Михаила Ходорковского, практикующий в России с 1961 г. - Судья очень внимательно выслушивает все без исключения ходатайства защиты. А затем отклоняет большую часть из них'.

 

Любовь Мясникова, 50-летний заместитель мэра уральского городка Лесной с населением в 56 тысяч человек, выступала в качестве свидетеля со стороны защиты. Она рассказала суду о том, что Лесной был спасен от банкротства в конце 90-х годов прошлого столетия, когда российское правительство позволило ему действовать в качестве налогового убежища. С целью получения налоговых льгот здесь зарегистрировалось порядка 20 компаний, и среди них присутствовали четыре торговых филиала 'ЮКОСа'.

 

Обвинение утверждает, что 'ЮКОС' незаконно пользовался налоговыми льготами, так как, в сущности, не вел предпринимательской деятельности в регионе. Адвокаты Ходорковского и Лебедева в свою очередь считают, что действия их подзащитных в то время не противоречили букве закона. По их словам, вышеупомянутые торговые компании несколько раз подвергались налоговым проверкам, в ходе которых никаких нарушений в пользовании налоговыми льготами выявлено не было.

 

В 1999 г. эти компании платили налоги администрации Лесного долговыми обязательствами 'ЮКОСА' - обычное дело во времена, когда экономика страны испытывала нехватку наличных рублей. Государственные обвинители усмотрели в этом одну из форм уклонения от уплаты налогов. Госпожа Мясникова заявила в суде о том, что получение долговых расписок было 'в интересах города' в первую очередь из-за высокой процентной ставки. По ее словам, все векселя были полностью погашены - в 1999 г. в бюджет Лесного поступило четыре миллиарда рублей или приблизительно 133 миллиона долларов США по тогдашнему курсу, а также миллионы рублей в виде набежавших по векселям процентов. Полученная в итоге сумма составила более 80% всех бюджетных поступлений за год.

 

'Городу не было причинено никакого вреда, - заявила Мясникова в суде. - Напротив, он получил дополнительный стимул к экономическому и социальному развитию'. Согласно ее показаниям, объем бюджетных расходов на душу населения был в среднем в три раза выше, чем где бы то ни было в регионе.

 

Защита торжествовала, называя Мясникову своим 'самым сильным свидетелем'. Государственный обвинитель Дмитрий Шохин начал перекрестный опрос с напоминания Мясниковой о том, что в отношении мэра Лесного в настоящий момент ведется расследование по факту получения налоговых платежей в форме долговых обязательств. По мнению защиты, это замечание нужно расценивать как попытку 'запугать' их свидетеля.

 

Три недели спустя Шохин попросил суд приобщить к делу в качестве доказательства письмо следователя, занимающего расследованием дела о долговых расписках 'ЮКОСа'. В нем говорится о возможности возбуждения уголовного дела против самой Любови Мясниковой за незаконное предоставление налоговых уступок торговым компаниям 'ЮКОСа'.

 

'Не так давно мы перестали вызывать свидетелей, потому что боимся, что их могут подвергнуть уголовному преследованию, - заявил Константин Ривкин, один из адвокатов Платона Лебедева. - Судя по всему, наши страхи оказались небезосновательными'.