Автор является директором Центра Фернана Броделя в Бирмингамском университете Нью-Йорка (Fernand Braudel Centre at Binghamton University, New York)
23 мая 2005 года. Российский президент нажил большой политический капитал на торжествах по случаю 60-й годовщины окончания второй мировой войны.
Действительно ли президент США Джордж Буш-младший (George W Bush) был почетным гостем на торжествах по случаю 60-й годовщины победы в Европе в Москве 8 мая 2005 года? Правда ли, что он стоял на Красной площади рядом с российским президентом Владимиром Путиным, наблюдая за российскими солдатами, которые шли строевым шагом, неся знамена с серпом и молотом и портретом Ленина, в то время как у них над головой проносились реактивные истребители?
Я считаю, что мировая пресса недооценила монументальную природу этого события. Как случилось, что крупнейшие торжества по случаю 60-й годовщины состоялись в Москве, а не в Вашингтоне, Лондоне, Париже или где-нибудь еще? Как стало возможным, что на торжества прибыли все?
Под "всеми" я подразумеваю президентов Франции, Китая, Израиля, премьер-министров Германии, Италии, Японии, Индии, Южной Кореи, Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и различных других представителей примерно 50 стран. Единственной мировой знаменитостью, которая не приехала лично, был премьер-министр Великобритании (возможно, слишком занятый зализыванием своих ран после далеко не славной победы на выборах при минимальном перевесе в голосах). Также отсутствовали фигуры из высшего эшелона власти Северной Кореи (возможно, постаравшиеся, чтобы их не принудили встречаться на стороне в шестистороннем формате, который обсуждает ядерные системы оружия).
Более того, Путин посыпал солью раны США. Он воспользовался возможностью, чтобы дать интервью американской прессе, в котором критиковал мировую политику США, и, что еще более важно, провел саммит с лидерами Европейского союза, чтобы подписать четыре соглашения в форме "дорожной карты": по экономике; по свободе, безопасности и правосудию; по внешней безопасности; а также по научным исследованиям, образованию и культуре. Все это последовало за подписанным 11 апреля соглашением с Германией об экономическом сотрудничестве в восьми крупных областях, включая нано- и биотехнологии, а также транспортировку нефти и природного газа. А поскольку Жак Ширак (Jacques Chirac) тоже приехал и стоял по правую руку от Путина (тогда как Буш стоял по левую руку), Путин сопровождал Ширака на церемонию открытия памятника Шарлю Де Голлю (Charles De Gaulle).
Американская пресса придала большое значение тому, что три страны отказались приехать на торжества (Эстония, Латвия и Грузия), а также что президент Буш до своего визита в Москву останавливался в Риге (где встречался с президентами всех трех стран Прибалтики) и после побывал в Грузии, где он выступал с пламенными речами о демократии и заслужил восторженные приветствия толпы за свою критику Путина и России как за нынешние, так и за прошлые ошибки. Так зачем все-таки Буш вообще ездил в Москву? В ноябре 2001 года Путин посещал Буша в Кроуфорде (Crawford), штат Техас, и Буш, как известно, говорил о том, что доверяет Путину, потому что он "заглянул ему в глаза". В мае 2005 года Буш сел в несколько устаревший личный автомобиль Путина и прокатил Путина, при этом оба широко улыбались, так что любой фотограф мог видеть, насколько они близки. Какой во всем этом был смысл?
С обеих сторон это явилось проявлением старой тактики времен "холодной войны". США много толковали о свободе, но все свелось к тому, что они ничего не стали предпринимать, точно так же, как США на словах осуждали советские репрессии в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году, но, по сути, ничего не сделали. США ничего не сделали тогда, потому что им нужен был Советский Союз, чтобы держать под контролем ядерный конфликт. А сегодня, несмотря на то, что Буш осудил Ялтинские соглашения, Соединенным Штатам по-прежнему нужна Россия. Но есть одно отличие. В дни "холодной войны" Советский Союз тоже нуждался в США. А поэтому русские тоже много говорили, но по существу ничего не делали. Сегодня, однако, США нуждаются в России больше, чем Россия нуждается в США. Это уравнение уже не является таким сбалансированным.
То, что сегодня США нуждаются в России, вызовет удивление у большинства американцев, но не у аналитиков всего мира. Россия нужна Соединенным Штатам в силу целого ряда причин. Россия нужна США, чтобы они не были дипломатически изолированы в мире, как это имеет место сегодня. Россия нужна США, чтобы не слишком сближаться с Францией и Германией. Россия нужна США, чтобы не оказывать слишком большой поддержки Ирану. Россия нужна США, чтобы сотрудничать в разнообразных делах разведки. А что России нужно от США? Ну, во-первых, она действительно не хочет снова начинать дорогостоящую гонку вооружений. США постоянно угрожают ее начать. Вопрос в том, действительно ли у США есть необходимые для этого деньги?
Далее, можно сказать, что США хотят также заручиться дипломатической и политической поддержкой в странах бывшего Советского Союза. И это правда. Все эти страны часто готовы играть в эту игру. Но им нужно нечто большее, чем слова. И поэтому возникает вопрос, насколько далеко готовы пойти США в Грузии, чтобы заставить Россию вывести оттуда свои войска. В конечном счете, Саакашвили нужно договариваться с Путиным, а не с Бушем. А Буш станет и дальше ставить Путина впереди Саакашвили. Это вопрос приоритетов.
Разумеется, как Буш, так и Путин должны принимать в расчет свои внутренние аудитории. Отсюда и риторика, особенно, что касается Буша. Но те, кому действительно нужны антироссийские акции в США, уже начинают уставать от Буша: одна болтовня и никаких действий. И деньги, деньги, деньги!
Десятого мая жители Оттавы в Канаде нарисовали политическую карикатуру, которая подводит итог ситуации: на ней показан крохотный Буш, идущий рядом с чрезвычайно высоким Путиным. Голова Буша достигает Путину только до верхней части ног. И он говорит: "Так-то. Я все еще могу видеть отсюда твою душу, Владимир!" Путин, который в эти дни, вне всякого сомнения, испытывает у себя в стране неприятности, компенсирует их очень хорошими успехами на геополитической арене. Как бывший офицер Комитета государственной безопасности, он обязан мило улыбаться.