Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Узбекистан: Буш должен сделать выбор

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Франции Шарль де Голль как-то сказал, что у государств нет друзей или врагов: у них есть только интересы [слегка перефразированный афоризм, который обычно приписывают британскому премьер-министру лорду Пальмерстону: 'У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, у нас есть только постоянные интересы' - прим. перев.]. Что же касается администрации Буша, то ей пора решить, в чем именно заключаются ее интересы в Узбекистане, где правит самый жестокий диктаторский режим во всем центральноазиатском регионе

Президент Франции Шарль де Голль как-то сказал, что у государств нет друзей или врагов: у них есть только интересы [слегка перефразированный афоризм, который обычно приписывают британскому премьер-министру лорду Пальмерстону: 'У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, у нас есть только постоянные интересы' - прим. перев.]. Что же касается администрации Буша, то ей пора решить, в чем именно заключаются ее интересы в Узбекистане, где правит самый жестокий диктаторский режим во всем центральноазиатском регионе.

После 11 сентября 2001 г., главный интерес США в этой стране был связан с созданной на ее территории военной базой для поддержки американских войск в соседнем Афганистане. Однако в последнюю неделю - после того, как 13 мая силы безопасности узбекского диктатора Ислама Каримова перебили сотни невооруженных мирных демонстрантов, Соединенным Штатам пришлось призадуматься - может быть, их интересам больше соответствует установление демократии в этой 'дружественной стране'.

'Реалисты' в администрации Буша говорят, что, с точки зрения потребностей текущего момента, первоочередной задачей является сохранение базы для продолжения охоты за террористами из 'Аль-Каиды'. Но даже в Пентагоне к этому аргументу относятся с сомнением. В связи с возникшей в Узбекистане политической неопределенностью американское оборонное ведомство в качестве меры предосторожности сокращает масштаб деятельности этой базы, расположенной в городе Ханабад.

'Идеалисты' из бушевской команды поддерживают усилия ООН и других международных организации по оказанию давления на г-на Каримова - беспощадной рукой управляющего этой постсоветской республикой с момента обретения независимости в 1991 г. - с тем, чтобы тот позволил провести международное расследование резни в городе Андижан на юге страны. Однако это лишь первый небольшой шаг к тому, чтобы обеспечить хотя бы минимальное соблюдение прав человека в Узбекистане.

Г-н Каримов полагает, что ему удастся ослабить это давление из-за рубежа утверждениями, что он просто старается не допустить прихода радикалов-исламистов к власти в этой мусульманской стране. Однако сегодня эти аргументы звучат менее весомо - ведь все новые мусульманские страны вступают на путь демократии, причем, как выясняется, в ходе выборов радикальные исламские группировки либо утрачивают популярность, либо вынуждены переходить на более умеренные позиции. К примеру, к аналогичным заявлениям египетского лидера Хосни Мубарака Соединенные Штаты относятся скептически, и продолжают подталкивать его в сторону демократии.

В Узбекистане 'цветная' революция, подобная тем, что недавно произошли в других республиках бывшего СССР, пока, судя по всему, не стоит на повестке дня. Однако США должны более четко продемонстрировать Каримову путь, позволяющий освободить узбекский народ от его тирании. Узбекам остается лишь надеяться, что Соединенные Штаты делают для этого максимум возможного.