Москва, 23 мая 2005 года. Сторонники Михаила Ходорковского планировали еще один протест перед зданием суда, где он все еще ожидает приговора по судебному делу, которое уже стало эпопеей, однако дорожные рабочие пришли туда первыми.
Когда утром в понедельник демонстранты прибыли на место, крупногабаритная дорожно-строительная техника уже занимала ту сторону Каланчевской улицы, где в течение прошлой недели ежедневно собирались другие демонстранты, которых не страшили разлетающиеся крошки и шум от ремонтных работ, чтобы осудить то, что они называют избирательным преследованием г-на Ходорковского правительством.
Каланчевская, как и большинство улиц Москвы, безусловно, нуждается в ремонте, однако время и место работ - прямо напротив здания суда - по меньшей мере, поставило вопрос об избирательном ремонте.
"Власти, очевидно, боятся, - сказала во время перерыва в судебном заседании Елена Липцер, защитник Платона Лебедева, подельника г-на Ходорковского, - но я не знаю, чего они боятся".
Суд, продолжающийся вот уже 12-й месяц, нередко называют испытанием на прочность для судебно-правовой системы России. Длящееся вторую неделю оглашение приговора по данному судебному делу вскрывает некоторые из нелепостей этой системы.
В понедельник пошел шестой день с тех пор, как трое судей начали оглашать приговор, который, как говорят, занимает более 1000 страниц (хотя теперь оглашение приговора сопровождается ударами отбойных молотков, а не выкриками сторонников г-на Ходорковского, как это было на прошлой неделе).
Главной новостью этого дня стало то, что судьи, кажется, несколько ускорили темпы оглашения приговора по сравнению с прошлой неделей, когда судебные заседания продолжались не более 3 часов в день. Никаких разъяснений не было. В российских судах приговор всегда оглашается полностью: судьи перечисляют обвинения и доказательства, прежде чем объявить о том, виновен или нет подсудимый.
В понедельник процесс продолжался почти шесть с половиной часов. В перерыве ведущий защитник г-на Ходорковского, Генрих Павда, заметил, что, если судьи не сбавят темпа, оглашение приговора может закончиться в конце текущей недели или в начале следующей.
Случилось так, что этот утомительный процесс потребовал новых жертв, по меньшей мере, косвенных. Поскольку 23 мая в Москве стояла такая жаркая погода, какой не было с 1939 года, и температура доходила почти до 80 градусов по Фаренгейту (26,67 градуса по Цельсию), десять, по меньшей мере, из многих сотен сотрудников безопасности, которые оцепили обе стороны улицы - контролируя доступ в здание суда с помощью металлодетекторов - получили тепловой удар.
Этот суд продолжается так долго, что Юрий Шмидт, еще один защитник г-на Ходорковского, с прошлой недели перестал бывать на судебных заседаниях, поскольку ему предстоит операция.
"Я сказал Михаилу Борисовичу, что нет абсолютно никакого смысла сидеть с закрытым ртом в зале судебных заседаний", - сказал он о своем подзащитном в телефонном интервью в понедельник.
Он сказал, что возвратится к тому моменту, когда нужно будет подавать апелляцию.
И это явилось иносказательным признанием того факта, что, хотя сроки могут быть неясными, сам приговор представляется вполне определенным.
"Я все больше начинаю рассматривать это как фарс", - сказал на пресс-конференции на прошлой неделе Михаил Касьянов, бывший премьер-министр, который становится жестким критиком президента Владимира Путина и потенциальным кандидатом в президенты, когда в 2008 году закончится второй срок г-на Путина.
"Дело 'ЮКОСа' и Ходорковского, когда оно началось полтора года назад, привело Россию к поворотной точке, - добавил он. - Приговор завершит этот процесс, и это будет означать, что мы прошли точку, откуда, к сожалению, нет возврата".
Пока что в тексте приговора судьи используют формулировки, взятые прямо из обвинительного заключения прокуратуры, повторяя даже, как сказали защитники по делу, многочисленные ошибки. Оглашение приговора судьями свидетельствует о том, что они уже признали г-на Ходорковского и г-на Лебедева виновными в уклонении от уплаты налогов и в мошенничестве в период, когда они создавали свою финансовую империю, в которую вошла нефтяная компания "ЮКОС", в свое время самая процветающая в стране.
Обвиняемым грозит наказание в виде лишения свободы максимально на 10 лет каждому, хотя Генеральная прокуратура РФ накануне оглашения приговора объявила, что этим двоим будут предъявлены новые обвинения, которые пока не сформулированы.
Лилия Шевцова, аналитик московского Центра Карнеги, которая в понедельник присутствовала на судебном заседании, сказала, что в действиях суда прослеживается определенный план. Утомительное зачтение приговора, значительные силы милиции перед зданием суда и даже внезапное появление тяжелой дорожно-строительной техники, сказала она, все это является частью усилий Кремля, который хочет гарантировать, что г-н Ходорковский в процессе суда над ним не станет популярным мучеником или символом государственных репрессий.
"Весь ход этого судебного разбирательства имеет политическую и психологическую подоплеку, - сказала она. - У него имеется цель: истощить стороны, создать впечатление, что людям до смерти надоело все дело Ходорковского".