Москва, 24 мая 2005 года. Международная дипломатия делается на многих уровнях. Это не только секретные переговоры, но также и тщательно спланированные моменты для проведения съемок. Поэтому интересно поразмышлять, почему президент Владимир Путин, на глазах представителей средств массовой информации (СМИ), 8 мая с.г. на президентской даче в окрестностях Москвы решил дать президенту США Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) покататься на своем стареньком седане "Волга" выпуска 1956 года. Фотоснимки их увеселительной поездки попали на первые страницы крупных ежедневных газет в Соединенных Штатах, которые освещали поездку Буша в Россию.
Путин и его помощники увидели несколько выгод от пребывания Буша за рулем 50-летней "Волги". Это был публичный акт взаимного дружелюбия, поскольку два президента катались вместе на пикапе Буша во время визита на его ранчо в Кроуфорде, штат Техас. Я прокатился в твоем авто, теперь ты прокатись в моем. Какая может быть еще большая взаимность?
Действительно, Путин был настолько взаимным, что даже позволил своему американскому коллеге вести свою любимую "Волгу". "Меня это так веселит, мы поедем на второй круг", - сказал Буш, и это его заявление, должно быть, прозвучало сладкой музыкой в ушах путинских сотрудников.
Для большинства американцев Россия - малопонятное место, представляющее куда меньший интерес и внушающее куда меньше страха, чем в старые недобрые времена "холодной войны", когда она именовалась "империей зла". Но "Волга" не относится к числу неизвестных в США названий. Это знаменитый брэнд, гораздо более хороший для мирового имиджа России и, безусловно, менее вредный, чем частая ассоциация России с ядерным оружием или водкой. Это название вызывает в памяти подлинную, хорошую, естественную Россию и великую реку в сердце ее обширной территории, которую сравнивают с Миссисипи.
Разве может быть большим пиаровский успех - согласен, всего на несколько минут - чем превращение американского президента-ковбоя в водителя "Волги". Те, кто подсказал это Путину, должно быть, похлопывали друг друга по спине.
Горьковский автозавод (ГАЗ), который изготовил путинскую "Волгу", был построен в Нижнем Новгороде в 1932 году при содействии "Ford Motor Co". Вполне возможно, что кремлевские мастера пиаровских штучек вспомнили об этом, когда готовили поездку Буша на "Волге". Вполне могло быть, что связи между ГАЗом и компанией "Ford" были использованы как пример длительного российско-американского экономического сотрудничества. Однако американские СМИ не заострили внимания на этом, учитывая, как мало их волнует история.
Вполне вероятно, что так было лучше для российских властей. В конце концов, первый автомобиль, который выкатился из ворот ГАЗа, был почти точной копией американского автомобиля "Ford A", что едва ли может служить иллюстрацией русской производственной оригинальности. Что касается "Волги" 1956 года выпуска, известной как М-21, про нее говорят, что это самый американский автомобиль, который когда-либо выпускался в Советском Союзе, полная имитация автомобиля "Ford Custom" - и потому далекая от триумфа российского автомобильного гения, хотя ее разработчики заслуживают похвалы за то, что в условиях, которые далеки от идеальных, все же сумели выпустить ее на дорогу.
В то время, когда президентская "Волга" участвовала в этом спектакле, подробности относительно того, когда и как путинский "шик-магнит", как назвали эту машину в онлайновом издании "Slate", был построен. Нижний Новгород, прежде носивший название Горький, был тем городом, куда сослали диссидента Андрея Сахарова. В 1956 году Советский Союз вторгся в Венгрию, несмотря на то, что ранее в том году Хрущев разоблачил преступления Сталина в "секретном докладе" на 20-м съезде партии. Путинская машина по препарированию информации не напомнила иностранным СМИ об этих фактах.
Еще одним котом, которого не выпустили из мешка "Волги", было новостное сообщение газеты "Правда" от 4 апреля 2003 года под заголовком "ГАЗ намерен отправлять автомобили 'Волга' в Ирак". В сообщении говорилось, что "в соответствии с контрактом, который был подписан при содействии Организации Объединенных Наций и Министерства иностранных дел РФ, ГАЗ до конца 2003 года поставит Ираку 5000 автомобилей "Волга", которые будут использоваться в Багдаде в качестве такси".
Путин и его сотрудники, несомненно, подумали о том, как демонстрация автомобиля М-21 будет воспринята внутренней аудиторией. Однако не исключено также, что, рекламируя это авто, они старались оказать услугу Олегу Дерипаске, алюминиевому магнату и подобострастному стороннику Путина, который сейчас контролирует ГАЗ через созданную им в 2001 году компанию "Руспромавто".
Однако более важно для Путина то, что у многих россиян, которые жили в Советском Союзе, автомобиль М-21 будит воспоминания о более безопасной эпохе, гарантированных зарплатах, оплаченных отпусках и социальном порядке.
Это, конечно же, был для большинства людей автомобиль мечты. Юрию Гагарину, первопроходцу космоса, государство подарило этот автомобиль в награду за его подвиг. Но сегодня простое созерцание "Волги" образца 1956 года заставляет многих россиян испытывать ностальгию по старому Советскому Союзу.
Поэтому спектакль путинских имидж-мейкеров с участием "Волги" был всего лишь иным способом показать своего босса в его лучшем антиперестроечном ретровиде - а также в присутствии и, следовательно, с молчаливого одобрения, президента США, никак не меньше.
Обратно в СССР, с Джорджем Бушем-младшим в качестве приглашенного шофера.
Джон Браун служил на дипломатической службе США в Москве с 1998 по 2001 год