Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Печальный царь

На гранитном пьедестале золотыми буквами перечислены деяния царя, воспринимаемые сегодня как косвенный упрек нынешнему хозяину Кремля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хорошему царю ставят памятник в последнюю очередь. Великие русские самодержцы, Петр и Екатерина, уже давно обрели свой канонический образ в виде бронзовых идолов, равно как и 'жандарм Европы', царь Николай I и его внук-реакционер Александр III, украшающие в виде конных статуй Петербург. Только реформатор на царском троне, Александр II, чье убийство революционерами-террористами выглядело как возмездие за его внутриполитическую либерализацию, неизвестен даже своими торжественными портретами.

Хорошему царю ставят памятник в последнюю очередь. Великие русские самодержцы, Петр и Екатерина, уже давно обрели свой канонический образ в виде бронзовых идолов, равно как и 'жандарм Европы', царь Николай I и его внук-реакционер Александр III, украшающие в виде конных статуй Петербург.

Только реформатор на царском троне, Александр II, чье убийство революционерами-террористами выглядело как возмездие за его внутриполитическую либерализацию, неизвестен даже своими торжественными портретами.

Но наконец-то, статуя в Москве, установленная исключительно усилиями демократических политиков, возмещает собой упущенное. Непосредственно у вновь возведенного храма Христа Спасителя, обратив свой отстраненный взор в сторону его алтаря, стоит бронзовая фигура Александра, в орденах и горностаевой мантии. На гранитном пьедестале золотыми буквами перечислены деяния царя, воспринимаемые сегодня как косвенный упрек нынешнему хозяину Кремля. Ведь реформы Александра II обеспечили региональное самоуправление, которое сегодня последовательно ограничивается. 'Царь-освободитель' положил конец крепостному праву - ныне, как считают некоторые, оно снова возвращается в виде произвола чиновников. Кроме того, он остановил войну на Кавказе, которая в нынешней России похожа на незатухающий пожар.

Выполненная скульптором Александром Рукавишниковым работа в академическом стиле ампир, тем не менее, изображает не уверенного в себе правителя государства, а трагическую фигуру. Руки царя покорно опущены, левая нога выдвинута, словно в неуверенном шаге. Испуганный взгляд застыл на храме. За спиной царя расколотая ротонда, символизирующая незавершенное дело его жизни, как и последний проект демократизации в России. Но если царь-реформатор выглядит как фатальный мученик, то это проливает свет и на перспективы реформ с точки зрения инициаторов памятника. Во всяком случае, бронзовый Освободитель излучает не боевую решимость, а печальное самопожертвование.

И, тем не менее, с конца апреля эта в высшей степени символическая скульптура ждет своего торжественного открытия. Обитатели российского политического Олимпа никак не могут договориться о проведении церемонии.