К большому раздражению конкурентов, к радости поклонников и к изумлению мира искусства в целом, Лондонский симфонический оркестр объявил о подписании контракта года. Валерий Гергиев, являющийся, по общему мнению, самым харизматичным маэстро в мире, станет главным дирижером этого оркестра в январе 2007 года, сменив на посту сэра Колина Дэйвиса. Можно сказать, что с передачей дирижерской палочки произойдет передача эстафеты от властного авторитета к деятельной подвижности.
Вчерашнее объявление было совершенно неожиданным. Дебют Гергиева в Лондонском симфоническом оркестре состоялся еще в 1988 году, а в прошлом году он дирижировал оркестром, исполнявшим концертную серию симфоний Прокофьева, чем снискал большую популярность публики. Однако переговоры о том, чтобы на постоянной основе поставить его у дирижерского пульта, долгие годы были самым охраняемым музыкальным секретом.
Видимо, так и должно было быть. 52-летний осетин затмил своим талантом даже дирижера Берлинского филармонического оркестра сэра Саймона Рэтла и латышского дирижера Мариса Янсонса, проявив самый захватывающий дирижерский талант в своем поколении. В мире нет ни одного оркестра или оперного театра, который не мечтал бы видеть маэстро на своем подиуме.
У него уже есть крупные ангажементы в Ротердамской филармонии и в нью-йоркской Метрополитан Опера. Но свою сегодняшнюю репутацию он завоевал, когда был художественным и генеральным директором Мариинского театра в Санкт-Петербурге, когда самым удивительным образом интерпретировал романтическую оперу и своими активными усилиями возводил почтенное музыкальное заведение к новым высотам славы.
В качестве руководителя театра он как царь контролировал каждый аспект его деятельности, а также активно привлекал к театру внимание российских олигархов, московских политиков и иностранных спонсоров, делая это с одинаковым успехом (он называет Владимира Путина своим другом). Своими действиями Гергиев не только успешно провел Кировский театр оперы и балета через все культурные и финансовые рифы постсоветской России, но и превратил его в кладезь блестящих молодых талантов.
Нам еще предстоит увидеть, как Гергиев со своим диктаторским стилем работы впишется в дух и традиции Лондонского филармонического оркестра - этот самоуправляемый коллектив, который известен тем, что относится к дирижерам как к равным, а не как к начальникам. Но оркестр, любящий ставить себя на одну доску с Берлинской и Венской филармониями в музыкальной иерархии, будет рад заполучить одного из немногих дирижеров современности такого звездного мастерства и обаяния, не уступающего Бернстайну, Караяну или Бичему.
Жизнь не может быть скучной, если поблизости находится Гергиев. На сцене его присутствие вызывает тревогу и гипнотизирует слушателей. Его тело вечно сгорблено, как будто он пытается натянуть невидимый поводок. Его черные глаза навыкате страшно сверкают. Его лицо, обычно со щетиной двухдневной давности, строго, и не по возрасту исчерчено морщинами. Руки маэстро постоянно подергиваются. При виде его складывает впечатление, что этот человек все время живет на нервах и на адреналине. А лучшие его исполнения несут ту же черту демонической напряженности.
Да и худшие тоже - но там эта напряженность проявляется урывками. Это и неудивительно. Гергиев однажды в один и тот же день дирижировал тремя разными оркестрами в трех разных странах. От него можно ожидать страсти и сильного волнения, но не чистого совершенства. Тем не менее, удивительно то, насколько часто он своим исполнением попадает в 'десятку'.
Все, что он делает, не ортодоксально. Этот человек работает по двадцать часов в день, проводя порой деловые встречи глубокой ночью в своем любимом санкт-петербургском баре, а в десять утра на следующий день опять начинает репетировать оперные произведения. Журналисты знают, что иногда его приходится преследовать по несколько дней, чтобы получить обещанное интервью, и они его получают - где-нибудь в 4 часа утра. Но для оживления беседы всегда имеется большой запас вина и водки.
Его личная жизнь также по-байроновски необычна. Четыре года назад он женился на музыкальной исполнительнице-подростке из Осетии, которая почти на 30 лет моложе его. Сегодня у них трое детей.
Очевидный риск назначения этого человека-бури на должность главного дирижера состоит в том, что мозг Гергиева и его энергия постоянно сосредоточены на девяти делах сразу, причем все эти дела происходят в разных часовых поясах. В 2008 году в Мариинском открывается его новый, специально для него построенный концертный зал. Но он совсем не показывает желания радикально уменьшить свою нагрузку - а к ней относится и художественное руководство добрым десятком фестивалей по всей Европе.
Но если удастся прибивать его ноги гвоздями к подиуму Лондонского симфонического оркестра хотя бы на несколько недель в год, он может мощно наэлектризовать лондонскую музыкальную жизнь. В любом случае, этот эффектный контракт является последним переворотом для управляющего директора Лондонского симфонического оркестра Клива Гиллинсона, который после 20 лет работы в Лондоне уезжает в Нью-Йорк, чтобы руководить Карнеги Холлом. Вопрос выбора преемника Колина Дэйвиса (который к моменту выхода в отставку будет рекордсменом по продолжительности руководства Лондонским симфоническим оркестром, а после этого станет его президентом) был первостепенным и крайне важным. Но когда Гиллинсон заявил, что намерен расставить все точки над 'i' еще до своего ухода, мало кто понимал, какое радикальное решение он собирался принять.