Можно ли взглянуть c высоты на будущее Европейского Союза и попытаться предугадать, что его ждет через пять, десять или пятнадцать лет? Подобно тому, как смещаются тектонические пласты, существует и европейская тектоника. Это происходит у нас на виду. Вот уже двадцать лет как уровень безработицы остановился на 10%. Идет систематическое разрушение государственных служб. Все больше людей уклоняются от голосования, и поднимают голову популистские и крайне правые партии.
Вступление в силу Европейской Конституции ускорит подобную нездоровую тенденцию. А разве может быть иначе? Эта Конституция лишь воспроизводит предшествующие договоры, лежащие в основе европейской политики и приведшие к этой катастрофе. Задуманный таким образом Союз, лишенный воли и атрибутов могущества, с новой силой столкнет между собой народы. Сегодня не существует европейской политики и завтра, с принятием предлагаемой Конституции, ее тем более не будет.
В то время как политика является выражением коллективной воли, придающей истории смысл, Конституция организует подчинение обезличенным силам рынка. От народов Европы не требуется никакого душевного порыва, никакого участия. В 15 из 25 стран граждане даже не смогут принять участия в референдуме, чтобы выразить свое отношение к высшему закону, которым является Конституция. В нынешней форме ЕС не в состоянии выполнить эту политическую задачу. Было бы куда лучше это признать, чем вызвать серьезное разочарование, которое уже оборачивается против ее авторов и самого Союза.
Европа, состоящая из 25 государств, основывается на четырех совокупностях стран с глубоко различными политическими и стратегическими интересами. Первая из них Великобритания. Прежде всего, она привержена атлантизму. Открытая всем ветрам, она сродни американцам по языку, истории, культуре, по духу. Мы все хорошо относимся к Великобритании. Но в ЕС она играет второстепенную роль, не приняла евро и блокирует все жалкие попытки привести в соответствие налоговую и социальную политику.
Война Соединенных Штатов против Ирака стала экзаменом, который мог бы подтвердить идентичность и могущество Союза, дав ему возможность продемонстрировать единство своей политической направленности, напомнить о своей независимости от США, потрудиться на благо мира, сыграть решающую роль на международной арене. Но по инициативе Великобритании все вылилось в политическую беспомощность, отсутствие единства, равнение на Джорджа Буша, войну, международный вакуум.
Три бывшие фашистские диктатуры, Испания, Португалия и Греция, образуют вторую совокупность. Они очень многим обязаны Союзу, многое от него получили, и ЕС в огромной степени способствовал тому, чтобы эти страны вновь примкнули к демократии. При постоянных европейских денежных вливаниях они согласны подчиняться любым указаниям из боязни лишиться финансирования. Теперь им составили конкуренцию новые вступившие в Союз страны, которые тоже, совершенно справедливо хотят получить средства на свое развитие. Их европейские амбиции пока еще слабы.
Во время иракского кризиса они подчинились Соединенным Штатам (Греция не направила войска). Они воспринимают ЕС как кормушку, приспособленную для удовлетворения своих собственных нужд, для их развития, а не как сообщество, связанное общей судьбой и фланг, развернутый в сторону Средиземного моря.
Третья совокупность - это новые члены, а именно, бывшие участники Варшавского договора. Им было необходимо окончательно порвать с СССР, им было необходимо стряхнуть с себя 60 лет казарменного социализма. Однако они не сразу отдали предпочтение Европейскому Союзу, а повернулись лицом к Америке.
Она предложила им военную защиту. И они вступили в НАТО, прежде чем в ЕС. Она обещала им свободный рынок. И они применили ультралиберальную 'шоковую терапию'. Война в Ираке давала им возможность подтвердить свою преданность Европе. Но они предпочли другой лагерь. Так, где же политическая перспектива?
Остается франко-германский союз и Бенилюкс. Здесь расположен двигатель Союза, отныне увязший в этом месиве. Значит, похоже, что чудовищная организационная конструкция, которую нам предлагает Конституция, создается с целью снизить франко-германскую динамику.
Так следует истолковать значительное отступление Конституции по сравнению с подписанным в Ницце договором в том, что касается состава Комиссии после 2014 года. Этот так называемый 'урезанный' состав лишит Париж и Берлин поста комиссара с правом голоса на пять лет из пятнадцати.
Политические замыслы, направленные на стремление к могуществу, требуют наличия атрибутов. У ЕС их нет. Что касается валюты, то Центральный Европейский банк предоставлен сам себе, до него не доходят даже малейшие политические импульсы. Что же касается бюджета, то государства связаны Маастрихтским договором. Вместе с тем, ЕС отказывается прибегать к займам и располагает до смешного маленьким бюджетом, что не позволяет ему каких-либо значительных действий.
Что же касается налоговой и социальной политики, то правило соблюдения полного единодушия в Совете ЕС лишает Союз какой-либо возможности действовать. Вопросы внешней и оборонной политики регулируются статьей I-41.7: 'Обязательства и сотрудничество в этой области по-прежнему соответствуют обязательствам, которым подчиняются члены НАТО'. Вот почему, по словам посла США при Европейском Союзе, г-н Буш 'голосует' 'за' Европейскую Конституцию под тем предлогом, что 'она регулирует вопрос внешней политики'.
Что же остается? Ничего. Европейский Союз связали и заткнули ему рот. Если 29 мая будет сказано 'да', ЕС еще больше увязнет в кризисе, масштабы которого трудно себе представить.
Безработица так и будет бесконечно долго оставаться на высоком уровне. Государственные службы и дальше будут разрушаться. Срок выхода на пенсию так и будет увеличиваться вместе с установлением пенсионных фондов. Медицинское страхование и образование постепенно перейдут в частные руки. Будет применяться директива о продолжительности рабочего дня. Все чаще будут возникать конфликты по вопросам торговли со всем остальным миром, как сейчас это происходит с Китаем. Увеличатся темпы делокализации, причем это коснется уже не только наиболее развитых стран ЕС, но также Испании и Португалии. Это перемещение будет проходить 'в пользу' наименее развитых стран, главным образом стран из бывшей советской зоны.
Директива Болкештейна будет вытащена на свет и применена незамедлительно, отчего еще больше пострадает право на труд и усилится конкуренция между трудящимися стран Союза. То, что мы говорили по поводу иммигрантов - 'они отбирают у нас работу' - будет как никогда прежде относиться к румынским, польским или латвийским трудящимся. Ксенофобия и расизм начнут расплываться как масляное пятно. Почва, на которой процветают популизм и ультраправые идеи невероятно укрепится. Может быть, это преувеличение? Давайте посмотрим вокруг. В большинстве стран Союза множатся популистские и крайне правые партии: в Австрии, Нидерландах, Германии, Бельгии, Франции. . .
Те, кто поддерживает эту Конституцию, берут на себя ответственность, которую многие даже не осознают. Руководство ЕС пытается использовать в качестве приманки для вступающих в него новых стран то, что они будут пользоваться его денежными фондами как Испания, Греция и Португалия. Это не совсем так. Они не получат ничего или очень мало.
Некоторые это поняли. В отсутствие солидарности, переживая драматический период, они считают, что у них нет другого выхода, кроме как использовать свои 'конкурентные преимущества' - качественную рабочую силу, налоговый и социальный демпинг.
Эту запрограммированную кончину Европейского Союза можно предотвратить. Остановив эту адскую машину, ЕС сможет вернуться на более реальную основу.
Жак Никонофф - экономист, председатель организации 'Attac-France'