Бишкек, Киргизстан, 24 мая 2005 года. Правительство Китая во вторник высказало недвусмысленную поддержку президенту Узбекистана Исламу Каримову, который подвергается критике мирового сообщества за репрессии против участников антиправительственного митинга, ранее в этом месяце захвативших тюрьму в расположенном на северо-востоке страны городе Андижан.
Эта поддержка прозвучала в момент, когда появились новые свидетельства того, что масштабы насилия превысили то, о чем заявляют узбекские власти, а жители Андижана и правозащитные группировки предостерегли, что в Узбекистане начались облавы с целью подавить инакомыслие.
Поскольку основополагающие факты относительно насилия все еще оспариваются, Китай ясно дал понять, что поддерживает авторитарное правительство г-на Каримова, который в среду должен начать свой 3-дневный визит в Китай для встреч с китайскими руководителями.
"Мы твердо поддерживаем жесткие меры узбекского правительства против тройственных сил сепаратизма, терроризма и экстремизма", - заявил, как сообщают новостные агентства, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая Кон Кван (Kong Quan) на пресс-конференции в Пекине.
Заявление г-на Квана закрепило резкие расхождения между Западом, с одной стороны, и Россией и Китаем, с другой, по вопросу поведения узбекских властей, которых обвиняют в беспорядочной стрельбе по толпам участников антиправительственных митингов 13 мая с.г., в результате чего погибли, возможно, сотни людей. Ряд западных правительств призвали к независимому расследованию этого инцидента.
Г-н Каримов, которого в последние годы обхаживают одновременно Вашингтон, Пекин и Москва, сказал, что Узбекистан не станет сотрудничать с расследованием. Но как раз тогда, когда Китай выразил узбекскому лидеру свою солидарность, поступили новые подробности из Андижана, которые позволяют оценить масштабы убийств и усилия узбекских властей по предотвращению публикации информации из независимых источников.
Один фотограф, работающий на газету "The New York Times" в Андижане, сфотографировал свежие, поспешно вырытые могилы на северной окраине города. Местные жители высказали предположение, что эти могилы - по оценке фотографа, их было более 40 - были использованы для захоронения неопознанных трупов. Местность вокруг могил была усыпана испачканными латексными перчатками; члены одной семьи сказали, что они выкопали из одной могилы разлагавшиеся останки одного из родственников.
Агентство "The Associated Press" сообщило, что Гульбахор Тураева, врач, которая сегодня является активистом правозащитного движения, сказала, что вскоре после вспышки насилия она насчитала около 400 трупов в морге одной из школ на проспекте Чулпон в Андижане, который, по свидетельствам очевидцев, был ареной наиболее интенсивной стрельбы. Г-жа Тураева сказала, что, возможно, там было еще около сотни тел, но представители властей заставили ее уйти оттуда, не дав закончить подсчет.
Агентство "The Associated Press" сообщило также, что одному из его репортеров, который обследовал кладбища, угрожали одетые в штатское сотрудники органов безопасности, которые отобрали его записи.
Узбекистан сообщил, что погибли 169 человек, включая 32 военнослужащих правительственных войск. Оставшиеся в живых люди, лидеры оппозиции и правозащитные организации говорят, что список погибших насчитывает несколько, по меньшей мере, сотен, хотя они пока что не собрали неопровержимых доказательств в поддержку своих утверждений.
Нигара Хидоятова, руководитель партии "Свободные земледельцы" (Free Peasants Party), сказала, что ей известно о 745 жертвах. Однако она не предоставила список погибших журналистам, которые вот уже несколько дней охотятся за ним.
Местные жители, которые видели, как тела погибших выдавались семьям, сказали, что бирки на ноге и свидетельства о смерти этих людей имели порядковые номера от десятков до более 400, а также указали, что правительство сделало попытку вернуть себе эти вещи. Работающий на"The New York Times" фотограф лично видел два свидетельства о смерти, с номерами 284 и 378, однако не ясно, имеют ли они отношение к одному и тому же инциденту или являются продолжением общей нумерации за более длительный период времени.
Один житель Андижана, который побывал в морге, когда искал пропавшего родственника, умоляя фотографа не раскрывать свою личность из опасения за свою безопасность, сказал, что видел фотографии тел с бирками, счет которых начинался с цифр 1, 2, 3, 4 и продолжался, с перерывами, до 400 с лишним. "Они сделали ужасающие фотоснимки, - сказал этот человек. - Без глаза, половина головы. После того как я увидел эти фотоснимки, я в ту ночь не смог уснуть и не сплю с тех пор". Рассказ этого человека не удалось подтвердить из независимых источников.
Андижан остается, по существу, закрытым городом, а многие его жители охвачены страхом. Одна семья сообщила, что отца забрали сотрудники органов безопасности в черных лыжных масках. Правозащитная организация "Human Rights Watch" со штаб-квартирой в Нью-Йорке выразила свою озабоченность по поводу судьбы Сайджахона Зайнабитдинова, правозащитника из Андижана, который был задержан. Организация заявила, что опасается, что г-н Зайнабитдинов стал жертвой организованных усилий с целью заставить замолчать критиков и очевидцев трагических событий. Он был арестован в воскресенье.
Аллисон Гилл (Allison Gill), занимающаяся исследованиями Узбекистана в "Human Rights Watch", сказала в телефонном интервью, что она опасается, что г-на Зайнабитдинова подвергают пыткам, и что против него фабрикуют дело.