Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Великая авантюра на Каспии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Завтра утром под звук долгожданных фанфар на сверкающем терминале Сангачал British Petroleum на каспийском побережье Азербайджана нефть наконец-то потечет по одному из самых значимых и дорогих трубопроводов, которые когда-либо строились. Когда-то предполагалось, что этот день навсегда изменит мировые рынки нефти - вызовет падение цен на заправке у вашего дома и окончательно сократит зависимость Запада от стран ОПЕК

Один из крупнейших трубопроводов в истории должен открыть краны в Азербайджане. После нескольких лет шумихи сохраняется вопрос: так сколько же там на самом деле нефти?

Завтра утром под звук долгожданных фанфар на сверкающем терминале Сангачал British Petroleum на каспийском побережье Азербайджана нефть наконец-то потечет по одному из самых значимых и дорогих трубопроводов, которые когда-либо строились. Когда-то предполагалось, что этот день навсегда изменит мировые рынки нефти - вызовет падение цен на заправке у вашего дома и окончательно сократит зависимость Запада от стран ОПЕК.

Но после десяти лет шумихи каспийский нефтяной пузырь лопнул. Когда первая нефть начнет свой путь длиной в 1760 км по горным перевалам и в обход конфликтных зон, направляясь в турецкий порт Джейхан на Средиземном море, мало кто будет ожидать от нее серьезного влияния на цены на нефть. Вместо этого все будут задаваться вопросом: а сколько там еще нефти на самом деле? И почему многие оказались так серьезно обмануты?

Проект трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) стоимостью 3,6 млрд. долларов возник из ажиотажа, окружавшего Каспий в начале 1990х, когда все ринулись в регион, до этого находившийся за стенами Советского Союза.

Крупные нефтяные компании выдвигали фантастические предположения о 'новом Ближнем Востоке', причем не раздираемом политикой. Крошечный Азербайджан, бывшая советская республика, занимающая важное стратегическое положение, должен был стать новым Кувейтом.

Диверсификация стала главной темой для Запада, привязанного к ближневосточной нефти, после 11 сентября 2001 года, когда риски зависимости от поставок с изменчивого Персидского залива стали слишком очевидны. С тех пор нефтяные компании обыскали каждый уголок планеты, надеясь на крупную находку, которая могла бы сократить зависимость от ОПЕК.

В 1990х Госдепартамент США был главным энтузиастом бума, сообщая аналитикам и нефтяникам, что под неспокойными черными водами Каспийского моря находится до 200 млрд. баррелей нефти, что сравнимо только с оцениваемыми запасами под песками Саудовской Аравии (262 млрд. баррелей). Никто иной, как Дик Чейни, в то время возглавлявший сервисную компанию Halliburton Co., заразился этим оживлением. 'Не могу вспомнить, когда еще у нас так неожиданно возникал такой стратегически важный регион, как Каспий', - заявил он в 1998.

Под влиянием Вашингтона был разработан чрезвычайно сложный маршрут БТД через Азербайджан, Грузию и Турцию, чтобы обеспечить поставки нефти на западные рынки, не тратя времени на Иран и Россию (путь через Иран был бы значительно короче и дешевле). Между прочим, конечный терминал в Джейхане по совпадению расположен недалеко от американской авиабазы в Инджирлике.

До шумихи Азербайджан, страна с преимущественно мусульманским населением численностью 7,6 млн. чел., расположенная на юго-восточной оконечности Кавказа, был забытой и отсталой страной, находящейся в состоянии войны с соседней Арменией из-за спорной провинции Нагорный Карабах. Сегодня на той границе сохраняется непростой мир, а деньги, последовавшие за азербайджанской нефтью, видны в очертаниях Баку, где вокруг каменных стен старого центра столицы возникли западные жилые дома и шикарные отели.

Но как раз когда нефть начинает потихонечку течь на запад, становится ясно, что в регионе ее намного, намного меньше, чем изначально провозглашалось. Вместо 200 млрд. баррелей, предсказанных в 1995, большинство оценок сейчас варьируются между 17 и 32 млрд., причем основные запасы находятся на противоположной от Азербайджана стороне Каспия, в водах Казахстана.

Тем не менее, выйдя на полную мощность (по плану - через четыре года), БТД все же будет поставлять на рынок 1 млн. баррелей в день. Но, отвечая приблизительно за 3% мировых поставок, он никак не изменит зависимость Запада от королевского дома Саудовской Аравии.

'Думаю, некоторые люди действительно преувеличили нефтяные запасы Каспия. В этом нет сомнений, - заявил Майкл Таунсенд (Michael Townsend), исполнительный директор BTC Co., принадлежащей British Petroleum компании, управляющей трубопроводом. - Это не новый Ближний Восток. Скорее, это еще одно Северное море, Алжир, или Норвегия'.

Сидя в главном офисе ВР в центральном Баку, когда-то принадлежавшем Коммунистической партии и известном как 'Нефтяная вилла', Таунсенд называет первичное наполнение БТД крупным достижением своей компании, которое произошло после нескольких лет задержек, вызванных экологическими соображениями, перерасходами средств и политическими спорами.

О том, сколько нефти залегает в бассейне Каспия, всегда существовали иные мнения. В 1998 году лондонский Международный институт стратегических исследований опубликовал доклад, в котором говорилось, что оценки Госдепартамента 'на порядок выше реальных' и что вероятные запасы составляют от 25 до 35 млрд. баррелей, включая еще не открытые месторождения. Влиятельное издание 'Oil and Gas Journal' привело еще более низкую цифру - по его мнению, доказанные запасы составляют всего 8 млрд. баррелей.

Но именно цифра Госдепартамента, рассчитанная совместно с министерством энергетики США и опубликованная в докладе Конгрессу в 1995 году, стала, по словам многих, причиной ажиотажа вокруг Баку. Три года спустя сотрудник Госдепартамента признал, что цифра была 'гипотетической'.

'Цифра в 200 млрд. никогда не была по-настоящему реалистичной, но люди верили ей, потому что это были официальные данные', - говорит Роберт Катлер (Robert Cutler), монреальский исследователь, специализирующийся на Каспийском регионе. По его словам, эту цифру усиленно продвигала администрация Клинтона, потому что она соответствовала геополитическим задачам Америки - привлечь западные инвестиции в такие страны, как Азербайджан и Грузия, чтобы вывести их из российской орбиты.

В сентябре 1994, в самый разгар шумихи, Азербайджан подписал соглашение о разделе продукции на сумму 7,4 млрд. долларов с 11 крупными иностранными нефтяными компаниями. Оно касалось разработки месторождений Азери-Чираг-Гунешли.

Но, что, вероятно, неудивительно для страны, занимающей 140е из 146 место в ежегодном рейтинге коррумпированности стран, составляемом 'Transparency International', нефти не оказалось там, где она должна была быть, судя по азербайджанским геологическим картам. Было сделано лишь одно значительное открытие. Хотя Азери-Чираг-Гунешли пока оправдывают ожидания, выдавая 130 тыс. баррелей в день, другие крупные компании, подписавшие соглашения вслед за этим, натыкались на одну непродуктивную скважину за другой. Из 15 соглашений о разделе продукции, подписанных в азербайджанском секторе Каспия с тех пор, лишь два оказались коммерчески рентабельными.

Первая нефть из БТД должна быть погружена на корабли в Джейхане и направлена на рынок к концу года. Таунсенд признает, что нефтепровод не будет наполнен все время, но говорит, что экономическая выгода все равно будет, даже если использовать его только для транспортировки извлекаемых запасов Азербайждана в следующие 20 лет.

Он отвергает выводы двух исследований, проведенных независимыми американскими организациями, Институтом Като и Фондом Карнеги за международный мир, по которым БТД потребуются субсидии в сотни миллионов долларов, чтобы достичь уровня безубыточности. Правда, тут же добавляет, что изо всех сил пытается убедить казахских чиновников транспортировать свою нефть через новый трубопровод, а не нынешним маршрутом, через Россию до Новороссийска.

Впрочем, ВР лучше многих пережила азербайджанский бум, превратившийся в спад. Другие нефтяные компании, поспешившие в Баку, ушли с потерями. В марте ExxonMobil заявила, что прекращает разведку на принадлежащих ей двух месторождениях у побережья Азербайджана. Компания потратила 150 млн. долларов на исследования одного из них, но ничего не нашла. Теперь она настолько уверена, что и на втором не найти ничего коммерчески выгодного, что предложила заплатить правительству 27 млн. долларов за расторжение разведывательного контракта.

Обещая, что уходит из Азербайджана насовсем, Exxon, тем не менее, решила резко сократить штат своего офиса в Баку. В конце прошлого года российский 'ЛУКойл' также сократил свое участие после дорогостоящей серии непродуктивных скважин. Теперь уже почти не осталось надежды на то, что оживление 1990х когда-либо будет оправдано.

'Азербайджан - одна из самых разбуренных стран на поверхности Земли, - говорит Реймонд Конуэй (Raymond Conway), канадец, занимающий высокую должность в бакинском отделении Европейского банка реконструкции и развития, одного из основных сторонников проекта БТД. - Еще может быть сделано несколько крупных находок, но думаю, здесь уже никто этого не ожидает'.

'Некоторые люди действительно преувеличили нефтяные запасы Каспия', - Майкл Таунсенд, управляющий Каспийским трубопроводом, BTC Co.

'Это не замена нефти из Персидского залива, которую мы искали', - Роберт Эбел (Robert Ebel), Центр стратегических и международных исследований.

'Любая дополнительная нефть важна. Это не решает проблему, но все же помогает', - Дэвид Кнэпп (David Knapp), Группа энергетической разведки Нью-Йорка.

____________________________________________________________

От моря до моря

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан - это проект стоимостью 3,6 млрд. долларов по транспортировке сырой нефти от азербайджанского побережья Каспийского моря в Турцию через Грузию для поставок на мировые рынки. Ожидается, что трубопровод сможет транспортировать в день до 1 млн. баррелей нефти, добываемой на месторождениях Азери-Чираг-Гунешли в Каспийском море.

Статистика

Партнеры: Трубопровод создается консорциумом из 11 партнеров: СОКАР (государственная нефтяная компания Азербайджана), British Petroleum (Великобритания), TPAO (Турция), Statoil (Норвегия), Unocas (США), Itochu (Япония), Amerada Hess (США), Eni (Италия), Total (Франция), INPEX (Япония) и ConocoPhillips (США). ВР - крупнейший акционер и отвечает за стадии проектирования и строительства.

Длина: 1760 км (445 км по территории Азербайджана, 245 км - по Грузии и 1070 - по Турции).

Расчетный срок эксплуатации: 40 лет.

Максимальная достигнутая высота: более 2800 м.

Пересечения с дорогами и железными дорогами: более 350 в Азербайджане, 70 в Грузии и 300 в Турции.

Пересечения с водными потоками: более 700 в Азербайджане, 200 в Грузии и 600 в Турции.

Запасы: по оценкам Администрации США по энергетической информации, Каспийский регион содержит от 17 до 33 млн. баррелей нефти, 'что на минимальном уровне сравнимо с Катаром, а на максимальном - с Соединенными Штатами'.