Это был большой семейный скандал, во время которого летели одни клочья, и происходило это на глазах у всех. Правда, до сегодняшнего дня неизвестно, было ли потом шампанское. Свидетелями того, как в прошлый четверг в Киеве завидная пара 'Оранжевой революции', президент Ющенко и его премьер-министр Юлия Тимошенко, вцепились друг другу в волосы, были, по меньшей мере, с десяток гостей, в основном представители российских нефтяных компаний. Целью встречи являлся, собственно, разговор о последних волнениях на бензиновом рынке на Украине. Благодаря многочисленным свидетелям, теперь у газет в украинской столице другая тема: Ющенко, обычно известный своими длинными внушениями назидательного характера, дал в прошедший четверг своему темпераментному премьер-министру словесную пощечину.
Слухи о ворчании и нытье, имеющих место в отношениях между ними, ходят уже давно. Возражений и острых замечаний в последнее время стало больше, однако внешне оба сохраняли самообладание. Но на прошлой неделе, если верить газетам, все это вышло наружу. Если собрать воедино все высказывания авторитетных лиц с обеих сторон, то, бесспорно, получается, что драма началась с того, что Ющенко на глазах российских гостей проделал самое худшее из того, что может предпринять джентльмен по отношению к даме: он извинился за нее. По мнению президента, правительство Тимошенко совершило ошибку, отреагировав на неожиданное подорожание топлива на рынке тем, что установило максимально возможную цену на него.
Многих владельцев заправочных станций, лишившихся в результате прибыли, это заставило закрыть свои предприятия. Следствием были очереди у бензоколонок, работающие с перебоями и чадящие из-за низкокачественного топлива двигатели, черная торговля и спекуляция, как в лучшие времена Советского Союза.
Ющенко, по своей профессии банкир и либеральный реформатор-экономист, пользующийся авторитетом за рубежом, очевидно, ожидал, что премьер-министр не станет возражать главе государства на глазах у присутствующих - находясь в кругу нефтяных королей, он ясно назвал ценовой диктат правительства 'противоречащим рыночным принципам' и 'чрезмерным'. Но Тимошенко, убийственным оружием которой является ее язык, пришла в бешенство. Слово за слово, и президент, в конечном счете, назвал свое правительство самым 'худшим в Европе', предложил колкой Тимошенко уйти в отставку и порекомендовал ей, если она собирается и дальше так действовать, сразу же присоединиться к демонстрантам-коммунистам на улице, дудеть в дудки и стучать в барабаны.
Сообщения многих газет об этом инциденте до сих пор не опровергнуты. Они подтверждают ситуацию, которая в последние недели становилась все более очевидной: с 'Оранжевой революцией' происходит то же самое, что и со многими другими революциями со времен штурма Бастилии. После победы происходит раскол на якобинцев (или большевиков) и на умеренную буржуазию. На Украине эта линия раскола проходит между Тимошенко и Ющенко. То, что сегодня даже сторонники Тимошенко называют своего премьер-министра из-за ее революционного радикализма и воли к борьбе против старых элит 'большевичкой', говорит о многом.
Предписанные максимальные цены на бензиновом рынке всего лишь еще один пример политики, которая не может допускать революционной борьбы и при этом бездумно использующая вновь обретенную государственную власть. Причиной этого шага было убеждение Тимошенко, что повышение цен могло быть лишь 'саботажем' вражеского 'картеля'. Более важной причиной схватки является борьба за бывшие крупные государственные предприятия Украины. Ющенко и Тимошенко, в частности, единодушны в том, что отдельные сомнительные приватизационные сделки свергнутого режима Кучмы должны быть пересмотрены: прежде всего, сделка по продаже металлургического завода 'Криворожсталь', которым завладели по очень низкой цене зять Кучмы, миллиардер Пинчук, и донецкий угольный олигарх Ахметов. Но существуют разногласия относительно количества приватизационных сделок, которые подлежат пересмотру. Тимошенко в начале февраля выступила первой, назвав 3000 предприятий, приватизация которых была, возможно, незаконной. Ющенко, не желающий вселять неуверенность в мощно растущую экономику своей страны, незамедлительно вычеркнул два нуля и сообщил, что он, скорее, думает о 30 предприятиях. Инвесторы проявляют неуверенность, поскольку по-прежнему непонятными остаются отношения собственности. Стремительный экономический рост, составивший в первом квартале 2004 года 10,8 процента, упал в 2005 году до 5,4 процента. Спор пока уладить не удалось.
Однако когда новость о скандале в руководстве государства стала достоянием гласности, Ющенко тут же заверил, что он, как и прежде, 'доверяет' своему премьер-министру и собирается вместе с ней идти на парламентские выборы 2006 года. Тимошенко, со своей стороны, заявила, что она намерена работать 'в команде' Ющенко 'еще многие, многие годы'.
То есть, формально проблема для общественности урегулирована. Во всяком случае, вопрос о шампанском на той конфиденциальной встрече в прошедший четверг все же остается неясным. В то время как друзья Тимошенко рассказывают, что, мол, президент, после разговора с нефтяными королями предложил всем присутствовавшим, кроме премьер-министра, выпить по бокалу шампанского, люди Ющенко заверяют, что никто вообще не предлагал что-то пить, поскольку хозяин встречи пункт о 'шампанском' из повестки дня вычеркнул. В то же время президентская администрация сообщает, что шампанское на встрече не предусматривалось с самого начала.
Картина лучших времен: 26 декабря, после победы на выборах Виктора Ющенко, оба главных руководителя 'Оранжевой революции' на Украине поют вместе перед сотнями тысяч своих сторонников национальный гимн. Спустя пять месяцев, гармонии в отношениях между ним и премьер-министром как не бывало.