Проект вызывает споры и с экономической, и с экологической точки зрения. Тем не менее, США хотели иметь нефтепровод. Дело в том, что он уменьшает влияние России на государства бассейна Каспийского моря.
Джеймс Бонд (James Bond) уже промчался по ним. При этом теперь он испортил бы свой изящный костюм, поскольку сегодня в эксплуатацию будет официально передан и заполнен нефтью чрезвычайно важный с геополитической точки зрения нефтепровод мира. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), берущий свое начало у терминала Сангачалы, вблизи от азербайджанской столицы Баку, имеет протяженность 1768 километров. Он пересекает на своем пути от Каспийского моря до турецкого средиземноморского порта Джейхан горную гряду высотой почти 3000 метров, в общей сложности 1500 рек. По всей своей длине он в целях защиты от диверсий закопан в землю. Стоимость строительства: почти три миллиарда долларов США.
Большая часть из этих денег - кредиты Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Оба института являются крупнейшими кредиторами США.
При этом в Азербайджане совсем не так уж и много нефти, чтобы оправдать строительство нефтепровода мощностью миллион баррелей в день, к тому же при условии, что там уже существует нефтепровод, ведущий к российскому черноморскому порту Новороссийск. Более коротким был бы маршрут от Каспийского моря к иранскому побережью Персидского залива. Нефтепровод БТД был построен, прежде всего, потому, что этого хотели два правительства США.
Дело в том, что со стратегической точки зрения Соединенные Штаты одним ударом убивают сразу несколько мух. Во-первых, они помогают соседним государствам бассейна Каспийского моря избавиться от зависимости от России. БТД - первый крупный нефтепровод на пространстве бывшего Советского Союза, который не проходит по российской территории. До сих пор Россия могла оказывать давление на богатые нефтью и газом страны Средней Азии, как это она сделала в отношении Туркменистана в 1998 году. Во-вторых, сборы за транзит нефти пойдут на пользу союзникам США: Азербайджану, Грузии и Турции. Одна только Грузия будет получать ежегодно пятьдесят миллионов долларов США - почти десять процентов от своего внутреннего валового продукта. И поскольку о своем интересе к нефтепроводу БТД заявил недавно Казахстан, то его экономичность можно считать обеспеченной. Казахстан, предположительно, войдет через десять лет в число пяти крупнейших в мире экспортеров нефти. Две недели назад страна заявила о намерении построить новый перевалочный терминал в Киркуке, на своем побережье Каспийского моря. В этом случае нефть можно было бы перебрасывать к изначальному терминалу нефтепровода БТД через Каспийское море танкерами, а оттуда - по нефтепроводу. По этому маршруту можно транспортировать на Запад большую часть нефти с казахского месторождения Касхаган, которое считается крупнейшим из открытых за последние двадцать лет.
Поскольку при строительстве нефтепровода БТД столь важную роль играла политика, то все прочие интересы были вынуждены отступить на второй план. Особенно протестовали против того, чтобы нефтепровод проходил по буферной зоне национального парка Харагаули, грузинские защитники окружающей среды. Кроме того, нефтепровод проходит, по меньшей мере, по трем регионам, подверженным сейсмической опасности.
Своих грузинских коллег в их борьбе против нефтепровода поддержали природоохранные организации из шести европейских стран. Они выразили недовольство тем, что ВР, будучи в консорциуме БТД, отвечающем за проект, ведущей компанией, нарушила принципы ОЭСР, существующие для транснациональных предприятий. Эти принципы предусматривают, что фирмы следуют законам стран, в которых они работают. Однако консорциум договорился с Азербайджаном, Грузией и Турцией о том, что правительства обязаны производить для компаний, связанных с проектом, финансовую компенсацию в случае, если будущие природоохранные законы потребуют дополнительных расходов.