Может ли международное право служить защитой от произвола государства? В то время как российский суд должен вынести решение по вопросу виновности Михаила Ходорковского, будущее 'остатков' его нефтяной империи вызывает тревогу у западных инвесторов, которым по-прежнему хотелось бы вести дела в России, но которые несколько поостыли из-за этого скандала. Что может предпринять промышленная группа 'Менатеп', жемчужиной которой был 'ЮКОС', чтобы добиться возмещения убытков после экспроприации и очевидного уничтожения нефтяной компании?
Первым шагом, сделанным акционерами 'Менатеп', была попытка в июле 2004 г. прибегнуть к защите американского правосудия, начав в Хьюстоне процедуру о банкротстве. Акционеры пытались помешать продаже основного добывающего филиала 'ЮКОСа' - 'Юганскнефтегаза', - который был выставлен на аукцион, и отбить охоту у консорциума западных банков, во главе с 'Deutsche Bank', предоставить денежные средства для этой операции.
Процедура подействовала на банки устрашающе. Но так ни к чему и не привела. Американский судья, принявший иск к рассмотрению, в конце концов, объявил, что это дело не в его компетенции. Продажа с торгов за бесценок самого привлекательного предприятия компании 'ЮКОС' состоялась при самых невероятных обстоятельствах. Покупателем оказалась подставная фирма, по адресу которой в городе Твери находится продуктовый магазин! После всех этих перипетий 'Юганскнефтегаз' перешел в собственность российской государственной компании 'Роснефть', которой руководят люди, близкие к президенту Путину.
Экспроприация 'произошла с нарушением самых элементарных правил', утверждает Эмманюэль Гайяр (Emmanuel Gaillard), сотрудник юридической фирмы 'Shearman & Sterling LLP', представляющей интересы группы 'Менатеп'. По его мнению, государство, в частности, не имело права с самого начала выставлять на торги основной актив 'ЮКОСа', чтобы компенсировать задолженность по налогам.
Как подчеркивается в последнем отчете Совета Европы, посвященном этому делу, для 'Менатепа' больше не существует иного выхода, кроме как сражаться за свои права в международных судах. Михаил Ходорковский поступил так в индивидуальном порядке, направив иск против Российской Федерации в Страсбургский суд по правам человека. Кроме того 'Менатеп' принял решение добиться возмещения убытков на основе международного договора к Энергетической Хартии, вступившего в силу 16 апреля 1998 года. 'Подписывая эту Хартию, более 50 государств пришли к общему мнению, что в области энергетики необходимо создание зоны юридической безопасности, принимая во внимание большие объемы и специфику инвестиций в эту отрасль', - поясняет юрист Эмманюэль Гайяр.
Находящиеся в юрисдикции Кипра мажоритарные акционеры 'Hulley Enterprises Limited' и 'Veteran Petroleum Limited', а также компания 'Youkos Universal Limited', зарегистрированная на острове Мэн, потребовали от Хартии арбитражного суда против Российской Федерации. Истцы требуют возмещения убытков на сумму 33,1 миллиарда долларов, поскольку Россия не имела права, согласно договору, на экспроприацию без 'адекватного и реального' возмещения убытков. 'Речь идет о нелегкой борьбе, которая должна продлиться не один год', - считает Эмманюэль Гайяр. Однако, добавляет он, 'ее стоит вести, потому что, наконец, можно будет определить, насколько российские законодательные акты соответствуют международным'.