Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Среднеазиатская шахматная доска

Вашингтон стремится установить контроль над энергетическими ресурсами региона, а вместе с тем 'стать угрозой' для Китая и России и помешать им играть свою роль в Средней Азии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После событий 11 сентября, а точнее после американского вторжения в Афганистан, значительная часть западного мира 'открыла' для себя существование новых государств Средней Азии, возникших вслед за распадом Советского Союза. Произошедшие совсем недавно события в Киргизстане и Узбекистана вновь вернули на повестку дня этот регион планеты

После событий 11 сентября, а точнее после американского вторжения в Афганистан, значительная часть западного мира 'открыла' для себя существование новых государств Средней Азии, возникших вслед за распадом Советского Союза. Произошедшие совсем недавно события в Киргизстане и Узбекистана вновь вернули на повестку дня этот регион планеты.

И вновь теории 'Большой Игры' занимают центральное место. Учитывая, что определенную часть планеты отгородить невозможно, мы все сегодня тем или иным образом участвуем в этой игре, а государства Средней Азии образовали пространство, исполняющее в настоящий момент наиболее значимую роль в новой международной геополитике.

За некоторыми различиями, характерными для каждого из государств региона, можно сказать, что сложная картина ситуации в Средней Азии составляется из нескольких общих моментов. В первую очередь стоит отметить следующее: произошедшие вслед за распадом Советского Союза политические и институционные изменения привели к созданию жестких и персонализированных политических структур. Во-вторых, правящие элиты оказались неспособны поддержать уровень жизни и социальное обеспечение советской эпохи, но в то же время дали толчок росту коррупции и кумовства. Кроме того, зависимость от производства одного или двух продуктов (хлопок и энергетические ресурсы) также стимулировали возможность развития экономического кризиса и конфликтов. При этом взаимное недоверие между различными государствами привело к росту трений и столкновений в таких областях, как приграничные территории, распределение воды и т.д. . .

Вот еще несколько элементов общей оси контекста нынешних среднеазиатских событий: расцвет политических организаций религиозного толка, проблемы, связанные с торговлей наркотиками, увеличение числа молодежи, замечающей, как рушатся ее надежды в области образования, работы, здравоохранения, и, наконец, присутствие в регионе зарубежных действующих лиц, преследующих собственные цели (контроль за энергетическими ресурсами либо геостратегические интересы).

Кризис

При названных составляющих потенциальная возможность развития кризиса самой различной направленности выглядит более чем очевидной. Кроме того, во многих случаях, взаимодействие между вышеупомянутыми факторами помогает еще больше приблизиться к этой сложной ситуации.

В конце 90-х годов численность населения Средней Азии составляла порядка 50 миллионов человек, большая часть которых еще не достигла 30-летнего возраста. Эта прослойка населения и сопротивляется больше всех политическим и политико-экономическим изменениям последних лет, которые уничтожают все социальные достижения эпохи советского правления. В настоящий момент обучение перестает быть бесплатным, а возможность получения высшего образования в значительной степени связана с коррупцией, что вкупе с различиями культурными, родовыми, лингвистическими и связанными с жизнью в сельскохозяйственных либо городских зонах приводит к тому, что проблемы образования достигают невиданного прежде в регионе размаха.

Параллельно с этим новая ситуация вызвала рост уличного насилия, увеличение безработицы, к которым стоит добавить употребление и торговлю наркотиками, распространение проституции, рост числа заболевших СПИДом: все это привело к тому, что население заняло пораженческую позицию, было вынуждено эмигрировать либо присоединиться к тем политическим течениям, которые представлены некоторыми исламистскими организациями.

С экономической точки зрения страны Средней Азии находятся в сильной зависимости от выращивания хлопка и добычи важных энергетических ископаемых, находящихся на их территории - в основном нефти и газа. Недавняя кризисная ситуация, сложившаяся в сельскохозяйственной отрасли (и связанная с выращиванием хлопка - белого золота), и совокупность интересов, касающихся контроля над запасами нефти и газа (здесь и присутствие иностранных держав, и коррупция. . .) также сыграли свою роль в увеличении числа безработных, что привело к образованию в каждом из государств региона нового фронта внутреннего сопротивления.

Ислам

Еще одна из характерных особенностей заключается в той роли, которую в регионе играет Ислам. Действительно проявления указанного фактора варьируются в зависимости от каждой из республик, тем не менее, необходимо отметить некоторые общие аспекты, облегчающие понимание роли Ислама в этой игре, а, вместе с тем позволяющие нам избежать общих мест, к которым - возможно, из-за незнания подобных реалий - прибегают отдельные аналитики.

Большинство мусульман региона принадлежат к ханафитской школе (мазхабу) - одной из наиболее умеренных в суннитском исламе. Тем не менее, на сегодняшний день идеологическое разнообразие выросло. С одной стороны мы наблюдаем 'традиционный Ислам' консервативной направленности, который, тем не менее, смог приспособиться к местным реалиям и обычаям. Как следствие этого он сумел сохранить свою роль в социальной жизни среднеазиатских государств вплоть до настоящего времени. Кроме того, в регионе присутствуют и иные религиозные течения: суфизм (прежде всего, в Узбекистане и Таджикистане), сторонники так называемого 'даваата' (проповеди Ислама) и группировки 'Таблих', хотя последних и не так много.

С другой стороны находятся политические группировки, связанные с исламистскими организациями или течениями. Здесь особое место занимают три объединения: Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), Исламское Движение Узбекистана (ИДУ) и 'Хизб ут-Тахрир' (Партия Освобождения). Сюда же стоит добавить наличие в регионе религиозных неортодоксальных фигур и определенные ваххабитские и неоваххабитские тенденции. (Необходимо отметить, что в Средней Азии термин 'ваххабизм' часто не связан с его саудовским происхождением, а относится к присутствию иностранцев в этих организациях).

В то время как ПИВ после участия в гражданской войне в Таджикистане стала придерживаться институциональной тенденции, формируя нынешнюю политику страны и ее структуры, ИДУ превратился в движение вооруженных боевиков. Связь этой организации с Аль-Каидой в Афганистане и последовавшие за этим репрессии со стороны Соединенных Штатов привели к тому, что ее роль среди населения региона стала крайне незначительной, хотя некоторые источники - возможно, по незнанию или же увлеченные распространяемым представлением об ИДУ - называют ее среди основных действующих лиц нынешнего конфликта.

Однако, эта роль, в действительности, принадлежит 'Хизб ут-Тахрир'. Названная организация, выступающая за создание халифата, является наиболее высокоорганизованной в регионе, располагает социальными связями и представлена в наиболее важных религиозных изданиях республик. Кроме того, она проповедует 'интеллектуальную борьбу, вместо насилия' для достижения своих целей. Из ее рядов вышли - что случается достаточно редко - еще две организации: движение 'Акрамия' (вокруг которого разворачивались последние события в Узбекистане) и 'Хизб ан-Нусра' ('Партия Победы') - ташкентская группировка, выступающая с 1999 года за радикализацию действий.

Примером ее политики может служить ситуация в Ферганской долине, где на основе незначительного мусульманского сообщества в Андижане, были созданы небольшие производства и сельскохозяйственные компании, которые, следуя определенной социально-экономической программе, сумели сгладить экономические трудности населения этой зоны.

Столкнувшись с определенной реальностью в лице исламистских группировок, правительства стран Средней Азии пошли различными путями, начиная с проведения политики репрессий в Узбекистане и заканчивая разрешением на их деятельность в Таджикистане. Однако, все пять правительств региона стремятся взять под своей контроль исламские организации, и, вместе с тем, использовать Ислам для повышения имиджа своих правителей. Этот контроль также варьируется в зависимости от страны (очень жесткие законы в Узбекистане и Туркменистане, и более терпимые в Таджикистане и Киргизстане).

Еще одной общей характеристикой подобной политики контроля является создание местных отделений по решению связанных с религией вопросов и наблюдению за религиозными структурами. Таким образом, делается попытка контролировать религию и, одновременно, делать ее ближе к местному руководству. Тем не менее, учитывая события последних дней, можно утверждать, что подобная политика обречена на поражение.

'. . .стан, страна. . .'

Казахи, Казахстан: После обретения страной независимости в 1991 году многие международные компании пытались взять под свой контроль энергетические ресурсы этой страны. Однако, население не получает той выгоды, которую названные запасы должны бы были ему давать, а устаревшая инфрастуктура усложняет экспорт газа и нефти. Для страны характерны высокий уровень безработицы, инфляции и нищеты, в то же время значительная часть молодежи становится жертвами проституции и СПИДа. Загрязнение окружающей среды является еще одной проблемой республики. В политическом аспекте, у так называемой 'антитеррористической' борьбы в местном правительстве есть свой сторонник. В прошлом году по подозрению в связях с группировкой 'Хизб ут-Тахрир' были задержаны более шестидесяти человек, наряду с этим была запрещена деятельность нескольких политических организаций.

Киргизы, Киргизстан: Считается одним из самых бедных государств, прежде входивших в состав Советского Союза: нефтяных запасов этой страны достаточно для удовлетворения внутренних потребностей, но добыча этих ресурсов затруднена. Проблемы с соседними государствами (запасы воды, приграничные территории) становились источниками столкновений. После событий 11 сентября разрешили использовать одну из своих военных баз американцам, а другую - россиянам. Подобное политическое равновесие не смогло гарантировать стабильность в стране, и несколько месяцев назад народные волнения потрясли ее политическую структуру. Темные интересы, стоящие за этим переворотом (в ключе 'цветных революций' под покровительством Соединенных Штатов), уступили место политическому соглашению о совместном правлении между двумя основными руководителями оппозиции. Большое беспокойство вызывает экономическая ситуация на юге страны, где уровень безработицы крайне высок.

Таджики, Таджикистан: Страна медленно восстанавливается после гражданской войны 1992-1997 гг., и в значительной степени зависит от расположения Москвы, которая пользуется этой зависимостью в качестве гарантии своего присутствия в зоне (военная база в Душанбе). Ограниченность энергетических ресурсов ставит Таджикистан в зависимость от своих соседей, а непростая экономическая ситуация затрудняет их оплату. Сюда же стоит добавить близость Афганистана и тот факт, что страна является первым этапом переброски наркотиков в Россию и на Запад.

Туркмены, Туркменистан: Считается пятой в мире страной по объемам запасов газа, также богат другими полезными ископаемыми и нефтью. Трудности, связанные с их добычей, приводят к тому, что страна не получает должной выгоды из своего привилегированного положения. В стране правит политический режим 'единственной партии' и явно ощущается культ личности президента Сапармурата Ниязова. В последнее время им были проведены некоторые законы, разрешающие нарушать права человека и урезать гражданские свободы. Кроме того, это наиболее этнически однородное государство, что в определенной степени снижает напряженность, которая, тем не менее, сохраняется между некоторыми местными кланами. Местная элита использует добычу полезных ископаемых для удержания власти и для собственного обогащения.

Узбеки, Узбекистан: Наиболее густонаселенная страна Средней Азии недавно была потрясена волнениями в Андижане. Неоднократно обвинявшаяся ООН в 'систематическом применении пыток' и в содержании под стражей значительного числа заключенных, она одновременно дает приют одной из самых крупных организаций исламистского толка. Это привело к тому, что правительство усилило репрессивные меры, зачастую применяемые без разбора в отношении подобных группировок. Внешнеполитическая эквилибристика местного правительства, поддерживающего отношения и с США, и с Россией, может обернуться против него.

Ферганская долина: этот район, разделенный между несколькими республиками, считается наиболее населенным и богатым сельскохозяйственными и энергетическими ресурсами. Одновременно, он является местом сосредоточения исламских организаций и их сложной сети социальных и религиозных институтов. Месторасположение долины делает ее легкодоступной, одновременно с чем позволяет проникать на территорию соседних республик через 'официально' установленные границы. Примером может служить позиция узбекского правительства, которое при въезде в долину установило пропускной пункт, напоминающий границу между двумя странами. Подобными мерами Ташкент стремится изолировать долину от остальной части страны и не допустить повсеместного распространения таких организаций как 'Хизб ут-Тахрир'.

Международные действующие лица: После окончания советского периода правления многие мировые державы положили глаз на эту территорию. Стремление взять под свой контроль нефть и газ, а также геостратегическая значимость региона с первого момента служили мотивацией для заинтересованных сторон. В первое время такие действующие лица международной арены как Турция и Иран постарались воспользоваться своими культурными и историческими связями с регионом, чтобы установить здесь свое присутствие.

Однако, напор со стороны США, России и Китая свел эту попытку на нет. Вашингтон стремится установить контроль над энергетическими ресурсами региона, а вместе с тем 'стать угрозой' для Китая и России и помешать им играть свою роль в Средней Азии. Пекин продолжает оказывать поддержку местным правительствам, чтобы те вышли из-под влияния Москвы или Вашингтона и перешли под его крыло. По той же самой причине Москва не может позволить вытеснить себя из региона, где прежде занимала столь значимое положение. Не так давно на региональной сцене появилась и Япония, также пытающаяся отстоять здесь собственные интересы.