Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мифы глобализации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У каждого поколения - свои иллюзии. Для нашего поколения одна из них заключается в том, что 'глобализация' - интернационализация торговли, услуг, инвестиций и обмена информации, вызванная появлением интернета - приведет к ликвидации национальных границ и изменит жизнь человечества к лучшему. Хотя сама глобализация - явление вполне реальное, ее истолкования, как идеалистические, так и злонамеренные, лишь затрудняют нам осознание того, что происходит - или не происходит

У каждого поколения - свои иллюзии. Для нашего поколения одна из них заключается в том, что 'глобализация' - интернационализация торговли, услуг, инвестиций и обмена информации, вызванная появлением интернета - приведет к ликвидации национальных границ и изменит жизнь человечества к лучшему. Хотя сама глобализация - явление вполне реальное, ее истолкования, как идеалистические, так и злонамеренные, лишь затрудняют нам осознание того, что происходит - или не происходит.

Среди множества мифов, окружающих глобализацию, особняком стоят два: первый - о том, что это совершенно новое явление, и второй, более опасный - о том, что глобализация приведет к утопическому 'золотому веку' всеобщего мира. Те, кто считает глобализацию чем-то беспрецедентным, просто не знают истории. Те же, кто воображает, будто рост взаимопонимания - благодаря интернету - обернется мирной идиллией, не знают, что такое человеческая природа.

Первое утверждение, о том, что глобализация - некий вундеркинд, не имеющий 'исторических предков', опровергнуть проще простого. В эпоху Александра Македонского греческая культура повлияла на характер причесок в Индии, а в Риме времен Цезаря вовсю торговали шелками с Востока. В Восточной Африке находят китайский фарфор и монеты тысячелетней давности. В Средние века европейцы готовы были платить огромные деньги за перец, выращенный на другом континенте. Исламский мир играл роль торгового посредника между Западом и Дальним Востоком. И все это происходило еще до открытия Америки.

Между событиями прошлого и нынешними процессами больше сходства, чем различий. Когда в начале 16 века португальский флот взял под контроль Индийский океан, вытеснив оттуда Османов и их сателлитов, эта страна создала модель стратегической гегемонии, действующую и сегодня. В те времена каравеллы и каракки Лиссабона обеспечивали торговлю пряностями. Сегодня гарантами бесперебойных поставок нефти служат американские авианосцы. Товар изменился, а география и стратегия - нет.

Глубокие исторические корни мифов

Сегодняшняя глобализация развивается быстрее, создает больше материальных ценностей и затрагивает жизнь большего количества людей, но по сути этот процесс начался как минимум 2500 лет назад. За многие века он коренным образом изменил характер международных отношений, но ему так и не удалось изменить человеческую природу.

Это подводит нас ко второму мифу - который тоже уходит корнями в глубокую древность - о том, что глобализация приведет к установлению мира. Склонность человека верить в возможность 'рая на земле' абсолютно понятна и стара как мир. Но эта мечта неизменно оказывается иллюзорной, не выдерживая столкновения с присущей человеку способностью сеять вокруг себя зло, нашими благими намерениями (из разряда тех, которыми ад вымощен) и нашим несокрушимым эгоизмом. Подобно тому, как коммуны хиппи разваливались из-за того, что никто не желал мыть посуду, прогнозы о том, что война станет 'немыслимой', неверны по определению - поскольку они представляют собой мечту и игнорируют реалии человеческого бытия.

В истории периоды относительного мира связаны отнюдь не с тем, что соперничающие цивилизации договаривались о сотрудничестве, а с тем, что обе стороны были истощены войной или с появлением державы-гегемона, устанавливавшей правила игры. Ни одна из мирных передышек не продлилась долго.

Пророчества о том, что человечество, наконец 'усвоило урок' звучали во все эпохи. Накануне первой мировой войны западные мыслители утверждали, что войны ушли в прошлое, что их просто исключает появление нового ужасного оружия, что общество стало слишком просвещенным, что развитие международной торговли превращает войну в 'экономическое самоубийство', что у пролетариев Франции, Германии, Австро-Венгрии, Британии, Италии и России слишком много общих интересов, чтобы они повернули штыки друг против друга. Однако в августе 1914 г. известие о начале войны повсюду вызвало не просто энтузиазм, а настоящую эйфорию.

Аналогичным образом, после распада СССР появилась идея о том, что это событие означает 'конец истории', что демократия теперь распространится по всему миру и тем самым любые конфликты будут исключены, а сама Россия превратится в джефферсоновский идеал свободы. Что ж, возможно, демократия когда-нибудь и восторжествует, но развал СССР не привел к началу Эры Водолея. Вместо этого мы стали свидетелями кровавой междоусобицы на Балканах, гражданских войн и геноцида в других регионах мира, и разгула страстей, которые Холодная война держала под спудом.

Склонность человека к решению проблем насильственным путем, радости, естественно, не вызывает, но от того, что мы делаем вид, будто этой склонности не существует, вероятность и разрушительность конфликтов только возрастает. После событий 11 сентября мы должны были бы осознать простую истину: сегодняшняя гиперглобализация влечет за собой и глобализацию угроз. Наши новые противники способны мыслить 'интернациональными' категориями не меньше, чем любой политик или глава крупной корпорации.

Любые утверждения о том, что глобализация приведет к миру, не учитывают реальные факты. Предположения о том, что мир единообразен, возможно и справедливы, но не в том смысле, который в это понятие вкладывается. Сегодня носители этого единообразия мира - не новые аристократы информационной эпохи, на голову возвышающиеся над согражданами, а миллионы перепуганных верующих, отвергающих науку и социальные перемены, и одновременно низводящих религию до уровня суеверия. Мы вновь оказались во власти инквизиции.

Орудие ненависти

Вот какой феномен международного масштаба должен занимать наши мысли: появление в рамках мировых религий активных движений, утверждающих, что бог, в которого они верят -нетерпим и мстителен. Если информация - это сила, то фанатизм по силе можно сравнить с ядерным взрывом. Глобализация не только не объединяет человечество, он и позволяет миллиардам людей с новой силой осознать свое неравноправное экономическое положение. Глобализация угрожает вековым ценностям и традиционным обществам. А интернет, при всей своей практической пользе, стал самым мощным орудием распространения ненависти со времен изобретения Гутенбергом печатного станка.

Сегодня фанатики-исламисты, неонацисты и педофилы могут устанавливать контакт с себе подобными без малейших затруднений. Те, кто еще десяток лет назад таился по темным углам, сегодня объединяются чуть ли не в 'профсоюзы'. Реальные всемирные 'братства', порожденные интернетом - это братства заговорщиков, движимых ненавистью. Для большинства талантливых людей нынешняя эпоха создает новые возможности. Но она означает и второе рождение фанатизма и ханжества, где пропаганда в интернете выступает в роли повивальной бабки.

Да, наше будущее изобилует новыми возможностями, но для того, чтобы максимально воспользоваться их плодами, необходим трезвый реализм. 'Новое издание' глобализации позволяет сделать много хорошего и много плохого - но изменить человеческую природу даже глобализация не в состоянии. Другое старое как мир утверждение - о том, что будущее принадлежит мечтателям - также лживо. Будущее принадлежит тем, кто смотрит на него трезвым взглядом.

Ральф Питерс - член консультативного совета 'USA Today', автор книги 'Развернуть знамя! Укрепление глобальной гегемонии Америки' ('New Glory: Expanding America's Global Supremacy')