Вчера был открыт трубопровод, по которому нефть впервые пойдет от Каспийского моря в Средиземноморье. Тем самым каспийский регион стал новой силой на мировом нефтяном рынке.
Приветствуя завершение крупнейшего с момента крушения коммунизма инвестиционного проекта в регионе, руководители Азербайджана, Грузии и Турции открыли краны нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который связал три страны.
'Это Шелковый путь 21-го века', - заявил президент Турции Ахмет Недждет Сезер на церемонии открытия, которая прошла в условиях изнуряющей жары на сангачальском нефтегазовом терминале в 40 километрах к югу от Баку.
По этому трубопроводу стоимостью 3,2 миллиарда долларов, когда он будет полностью введен в эксплуатацию в четвертом квартале этого года, будет транспортироваться 1 миллион баррелей нефти в день, и даже больше, если, как ожидается, к проекту присоединится Казахстан.
Лорд Браун, генеральный директор нефтяной компании British Petroleum, являющейся крупнейшим акционером и инвестором в проекте трубопровода с долей капитала в 30,1 процента, заявил в данном интервью, что этот проект 'является важной составляющей поставок мирового энергетического рынка'.
Церемония открытия собрала вместе не только президентов Азербайджана, Грузии, Турции и Казахстана, она привлекла и министра энергетики США Сэмюэля Бодмана, который с самого начала выступал за данный проект по геополитическим соображениям, в том числе, стремясь снизить зависимость бывших советских республик от Москвы.
Извилистый маршрут трубопровода длиной 1770 километров, проходящий по горным участкам Кавказа, идет в обход территории России, которая контролирует трубопроводные маршруты каспийской и среднеазиатской нефти на запад.
Что примечательно, Россия в проекте участия не принимала. Одна из крупнейших нефтяных компаний страны 'Лукойл' инвестировала средства в данный проект, однако два года назад продала свою долю японской компании Itochu.
Аналитики, специализирующиеся на нефтяной промышленности, говорили о важности того, чтобы Москва не заблокировала строительство трубопровода, хотя она часто выражала сомнения в том, что проект будет успешно завершен.
Этот трубопровод также усиливает изоляцию Армении, которая вела войну с Азербайджаном и не имеет дипломатических отношений с Турцией.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что трубопровод принесет экономическую выгоду всем странам-участницам проекта.
Он также пообещал восстановить суверенитет Азербайджана над спорным анклавом Нагорный Карабах, который в настоящее время оккупирован Арменией.
Некоторые дипломаты поняли его слова как намек на то, что часть нового богатства Азербайджана от нефтяных поступлений может быть израсходована на военные нужды.
Открытие трубопровода состоялось более чем через 10 лет после объявления о его строительстве. Если бы эта ветка не была проложена, каспийскую нефть пришлось бы перевозить в танкерах через загруженный Босфорский пролив, то есть через самый центр Стамбула.
Турция настаивает на том, чтобы прекратить движение танкеров через пролив, по которому все еще перевозится большое количество российской нефти.
По имеющимся данным, каспийские нефтяные запасы хотя и не так велики, как первоначально надеялись многие, но по своему объему они не уступают месторождениям в Северном море.