Чтение приговора основателю уничтоженной нефтяной компании продолжается уже вторую неделю, а в это время акционеры требуют возмещения убытков
Обливающийся потом молодой милиционер в серой униформе постоянно что-то говорит в переговорное устройство. Он сообщает своему начальнику, что к 'месту' приближается группа с 'розовыми, зелеными и желтыми шариками'. Показался противник. Это две старушки в соломенных шляпах и подросток в белой футболке с написанным на ней именем Михаила Ходорковского.
Несмотря на тропическую жару, сторонники олигарха несут вахту у Мещанского суда, где вот уже более 11 месяцев ведется разбирательство по делу бывшего президента компании 'ЮКОС'. Им разрешили оказывать 'индивидуальную' поддержку Ходорковскому с полудня до трех часов. Возле суда стоит оглушительный грохот. Оказывается, вчера московские городские власти сочли необходимым заделать несколько выбоин в асфальте. По этой причине штук пятнадцать различных машин для дорожных работ выстраиваются вдоль тротуара напротив здания суда. Рабочие по очереди то долбят асфальт отбойным молотком, то запускают бетономешалку.
Дело ЮКОСа, начавшееся с ареста Михаила Ходорковского группой захвата на летном поле, постепенно превращалось то в детектив, то в роман 'нуар', то в бразильский сериал. В своей завершающей стадии оно становится фарсом. Судья Ирина Колесникова решила зачитать все мотивировки суда, то есть более 1000 страниц. Так изложение фактов, которые должны обосновывать ни у кого не вызывающий сомнения приговор, продолжается уже вторую неделю. В зале суда нечем дышать. Компаньон Ходорковского Платон Лебедев, который проходит по тому же делу, перестал решать кроссворды. Он спит. Спит охрана, спят адвокаты.
А на улице, за металлическими барьерами, сотня людей поднимает транспаранты и размахивает шариками. Их не пугает присутствие 500 представителей правопорядка, которые теснят их к стене, подальше от проезжей части, куда им запрещено выходить. С важным видом прохаживаются милиционеры с собаками. Один из милиционеров потерял сознание. Его увезла скорая помощь. Вчера 10 милиционеров получили солнечный удар. Водители издеваются над стражами порядка: 'Когда за работу возьметесь? Хватит загорать, шли бы лучше бандитов ловить!'
Слухи о процессе, который бьет все рекорды медлительности, по крупицам поступают из зала суда под липы на Каланчевской улице. Когда на месте сторонников Михаила Ходорковского появились его противники, один мужчина узнал своих коллег, которые, как и он, обычно участвуют в мосфильмовской массовке. Когда московская дорожная служба развернула ударную работу, люди, стоящие на обочине дороги, подняли их на смех. 'Если бы из-за каждой ямы на дороге городские власти проявляли такое рвение, мы бы уже жили не в Москве, а в Женеве!' Москвичи любят пошутить. Но Михаилу Ходорковскому в зале суда не до смеха. За 11 месяцев он ни разу не сорвался. Бесконечное чтение приговора напоминает китайскую пытку. Ходорковский совершенно измучен. После окончания самого долгого дня слушаний, он заткнул уши.