Граждане Франции, не пропустите этот момент! Референдум, на который вас приглашают 29 мая - это исключительное событие, такого не было с 1958 г., когда нас призвали высказаться по поводу французской Конституции. Ведь речь идет, ни много, ни мало, о роли, которую будет играть Франция в Европе. Не думайте, что я буду сейчас убеждать вас в том, что в этой Конституции нет ни одного изъяна. Да их и не могло не быть. Проект Конституции - это результат компромисса. Каждый из нас связывает с ним какие-то свои надежды и разочарования .
С самого начала истории, все союзы и слияния народов и государств, все федерации, конфедерации и империи создавались с оружием в руках, путем завоевания, принуждения, вооруженных восстаний, насилия. До конца ли мы понимаем, что в такое случается в первый раз, да, вы слышите, в первый раз 6, потом 11, потом 15, а потом 25 государств совершенно свободно и мирно решили объединить свои судьбы? А ведь это невиданное доселе событие во многом стало возможным благодаря Франции.
Вы только вспомните! Ведь это план Монне-Шумана 1950 г. положили в основу заключенного в 1957 г. Римского договора. И именно генерал де Голль закрепил с канцлером Аденауэром, после тысячелетней вражды, франко-немецкое примирение, без которого не было бы Европейского сообщества. И все это - по взаимному доброму согласию. Проект Европейской Конституции был составлен на французском языке Конвентом, председателем которого тоже был француз. Франция была постоянной вдохновительницей единой Европы.
Абсолютно логично и нормально, что коммунисты, троцкисты и марксисты всех мастей выступают против этого проекта. Странно, если бы это было не так. Это ожесточенные реакционеры, проповедующие коллективизм и тоталитарную власть. Как сталинисты, они привыкли все выворачивать наизнанку, и сейчас им почти удалось сделать слова 'либеральный' и 'либерализм' практически ругательными. Европейская Конституция для них неприемлема, потому что она либеральная. Но в прямом смысле этого слова либерализм означает свободу- мнения, культа, передвижения, предпринимательства, т.е., этим словом обозначают режим, не позволяющий себе нарушать права человека, которые миру подарила именно Франция. И я не понимаю, почему среди тех, кто называет себя либералами, а их у нас - большинство, так много противников Конституции.
Голлисты, которые собираются проголосовать против, а среди них - некоторые мои уважаемые друзья, по моему мнению, неправильно понимают традиции, которым они хранят верность. Разве они не помнят о плане Фуше 1962 г.? Ведь де Голль хотел создать новый орган исполнительной власти - генерального секретаря Европы. Но наши партнеры отвергли этот план. 40 лет потеряно.
В проекте Конституции наконец предусмотрено создание такого органа, которого так не хватало Европейскому Сообществу, а потом Союзу. Вместо чередующегося каждые 6 месяцев председательства на созываемом по этому случаю Европейском Совете, который кочует из столицы в столицу как труппа скоморохов, у нас будет настоящий президент Европы. Его будут избирать на два с половиной года, а может, и на пять, и тогда он сможет спокойно заниматься делами Союза в рамках полномочий, делегированных ему государствами. Этот орган исполнительной власти - первое и бесспорное достоинство, которое я вижу в проекте Конституции. К тому же, будут расширены полномочия Европейского парламента.
С помощью этих двух положений можно будет сдерживать и контролировать Комиссию, в руках которой до сих пор была сконцентрирована практически вся власть. Определяются типы юридических документов Союза: закон, рамочный закон, подзаконный акт, решение, рекомендация, заключение. Термин 'директива' - как болкенштейновская, так и все остальные - навсегда исчезнет из европейского лексикона. Нужно ли говорить о том, что вместо нынешних 9% голосов в Совете министров Франция получит 13,4%? Что голоса Франции, Германии и стран Бенилюкса, т.е. отцов-основателей ЕС, вместе составят блокирующее большинство? Что концепция 'интенсивного сотрудничества' позволит нескольким странам быстрее продвигаться вперед в реализации какого-либо проекта, т.е. Европа сможет развиваться на нескольких скоростях? И что наконец-то Союз обзаведется единой внешней и оборонной политикой, которую будет проводить европейский министр иностранных дел?
И наконец, в последней статье проекта предусматривается возможность выхода из Союза для любого его члена. Иначе говоря, если вы чем-то недовольны, до свидания и скатертью дорога! И не нужно пугать нас Турцией. При единогласном принятии решений будет гораздо проще воспротивиться ее вступлению в Союз, чем сейчас. Так же нельзя утверждать, что мы движемся к наднациональной федерации. Союз остается ассоциацией государств. И преимущества этой формы многочисленны и очевидны. Совершенно нормально, что в любую конституцию можно вносить поправки и адаптировать ее к требованиям времени. Будущее исправит недостатки этого проекта: неопределенность географических границ Европы, отсутствие выбора рабочих языков. Ясно одно: если Конституция провалится где-нибудь еще, не во Франции, это еще можно пережить. Если Франция не одобрит этот проект, случится непоправимое. Это как сломавшийся мотор - машина дальше не поедет.
Англичане обязательно извлекут из этого выгоду и еще раз выставят напоказ свое враждебное отношение к Конституции. Другие народы не захотят даже голосовать. Вспомните ту круговерть, которая поднялась вокруг Ниццского договора, оказавшегося сейчас уже никому не нужным. Продолжая в том же духе, мы можем приговорить Европу к пожизненному рыночному существованию и тогда придется навсегда отказаться от мечты о политическом объединении, о великой державе, существование которой необходимо для поддержания мирового равновесия. Граждане Франции, послушайте меня! Во имя чести и блага Франции, проголосуйте за Конституцию.
* Бывший министр, депутат Европарламента, обладатель большого креста ордена Почетного легиона.