Через две недели после массового убийства, совершенного узбекскими вооруженными силами в городе Андижане, масштабы этой трагедии начинают осознаваться. Признание трагедии звучит не в официальных декларациях авторитарной власти, осознание наступает не в результате международного расследования, проведение которого отвергает президент Ислам Каримов, но оно звучит в свидетельствах тысяч беженцев, которые стекаются в Киргизстан, маленькую соседнюю республику.
13 мая под предлогом разгона манифестации радикальных исламистов, узбекская армия расстреляла толпу, которая перед тем взяла штурмом административные здания, - в результате погибло несколько сотен человек. Нельзя отрицать, что воинствующие фундаменталисты пытаются возглавить оппозицию режиму Каримова, со времен объявления независимости Узбекистана в результате распада СССР в 1991 году.
Однако президент, избранный и переизбранный с результатами, достойными советских 'выборов', не перестает пользоваться угрозой исламизма для оправдания подавления любых протестов. Ибо манифестации в Андижане - это, прежде всего, знак того, что узбекские общество и экономика больны, социальные и экономические трудности коснулись крупнейшей среднеазиатской страны, потенциально богатой, но обираемой кланами, близкими к власти.
Реакция международного сообщества на массовое убийство в Андижане была, по меньшей мере, сдержанной. Новое правительство маленького Киргизстана, которое называет себя демократическим, боится большого узбекского соседа. Русские, которые опасаются дестабилизации в соседних с Узбекистаном республиках, поддерживают Ислама Каримова. Франция, которой претит раздражать Владимира Путина, сначала выразила сожаление в связи со случившимся 'инцидентом', а затем немного 'повысила голос' в связи с жестокостью репрессий.
Президент Буш, несмотря на свою готовность начать войну с тиранами, ограничился туманным осуждением. Правда, что Узбекистан является ключевой фигурой в распоряжении американских стратегов в Центральной Азии. После терактов 11 сентября 2001 года, Ислам Каримов стал первым руководителем в регионе, предоставившим помощь США.
Опасаясь, что огонь гражданской войны, свирепствовавшей в Афганистане и Таджикистане, перекинется на Узбекистан, президент Каримов позволил американцам создать военную базу на своей территории, традиционно бывшей вотчиной России. Американцы отблагодарили его тем, что выдали узбекской полиции террористов или предполагаемых террористов, прекрасно понимая, что они подвергнутся пыткам в узбекских застенках.
Эта политика двойных стандартов, которую, к несчастью, нельзя поставить в заслугу США, и которая сохраняется не только в отношениях с Узбекистаном, может лишь подорвать те усилия, которые сделаны в других странах, если не для продвижения демократии, то, во всяком случае, для поддержки 'приличных' режимов. Как и все народы бывшего СССР, узбеки заслуживают лучшего, чем авторитарной и коррумпированной политической системы. Если они будут предоставлены самим себе во имя Реалполитики, тогда можно опасаться, что смерть в Андижане будет не последней.