27 мая 2005 года. Возможно ли такое? Действительно ли "Amnesty International", претендующая на то, чтобы быть ведущей в мире независимой организацией мониторинга злоупотреблений в области прав человека, назвала объект США в Гуанатанамо Бей "ГУЛАГом нашего времени"?
Да, она именно это и сделала. Поэтому давайте сделаем несколько сравнений между Гитмо (Gitmo - сокращение от Гуантанамо - прим. пер.) и ГУЛАГом - сетью советских исправительно-трудовых лагерей, созданной Сталиным в 20-е годы прошлого века.
Количество заключенных в Гитмо: примерно 600 человек.
Количество заключенных в ГУЛАГе: достигало 25 миллионов человек, по свидетельству несравненного историка ГУЛАГа Энн Аппельбаум (Anne Applebaum).
Число лагерей в Гитмо: 1.
Число лагерей в ГУЛАГе: не менее 476, как утверждает Аппельбаум.
Политическая цель ГУЛАГа: подавление внутренней оппозиции в тоталитарном государстве.
Политическая цель Гитмо: подавление международной террористической группировки, которая осуществила нападение на Соединенные Штаты и уничтожила 3000 человек, стремясь обезглавить национальное правительство посредством угона самолетов.
Финансовая цель ГУЛАГа: обеспечение тоталитарной экономики миллионами рабов.
Финансовая цель Гитмо: нет.
Захват пленников ГУЛАГа: из домов, с улиц в Советском Союзе.
Захват пленников Гитмо: с поля боя в Афганистане в разгар войны.
Достаточно интересно, что даже самое сильное обвинение, которое "Amnesty International" выдвигает против Соединенных Штатов и их поведения в Гитмо - что наше правительство повинно в "укоренении практики произвольного и бесконечно длительного содержания людей под стражей в нарушение международного права" - не имеет отношения к тому, как все было в ГУЛАГе. Советских заключенных обвиняли, судили и приговаривали в законных судах, в соответствии с действовавшим Уголовным кодексом СССР.
В силу этого заключенные ГУЛАГа вроде Владимира Буковского и Анатолия Щаранского (позднее стал именоваться Натаном Щаранским) имели возможность срывать работу советской судебно-правовой системы, используя против своих захватчиков и мучителей букву советского закона.
Проблемой ГУЛАГа было не то, что не соблюдалась буква закона - что заключенным давали "произвольные и неопределенно долгие сроки". Все дело было в том, что обвинения были сфабрикованными, а признательные показания выбивались грубой силой.
Ситуация в Гитмо совершенно иная. Никто не спорит с тем, что, как минимум, подавляющее большинство тех, кто там сидит, были в действительности членами "Аль-Каиды". Проблема, по мнению тех, кто визжит о несправедливости в Гитмо, в том, что с заключенными не обращаются так, как в оответствии с Женевской конвенцией следует обращаться с признанными законом комбатантами, то есть военнопленными.
С ними обращаются в соответствии с особыми правилами, потому что они не имеют государства, ибо они присягнули не стране, но террористической группировке, и потому что страны, где они родились, не хотят, чтобы они возвратились, и убили бы их, если бы их вернули туда, или безрассудно выпустили бы их на свободу, чтобы те снова занялись террористической деятельностью.
Люди из "Amnesty International", безусловно, знают кое-что из истории ГУЛАГа. В конце концов, эта организация была основана частично для того, чтобы вскрывать и регистрировать нарушения коммунистическими режимами прав человека. Они, конечно же, знают, что, несмотря даже на то, что они, быть может, считают американский лагерь в Гуантанамо Бей ужасающим нарушением прав человека, это - не более чем крупинка на пылинке в сравнении с Эверестом ужаса, каким был советский ГУЛАГ.
С другой стороны, может, и нет. Возможно, люди, работающие в "Amnesty International", в самом деле, думают, что заключение в тюрьму 600 доказанных или подозреваемых террористов равнозначно заключению в тюрьму 25 миллионов рабов.
Дело "Amnesty International" доказывает, что преисполненные благих намерений люди могут сделать мораль делом всей своей жизни и при этом все-таки оставаться не более чем моральными идиотами.