Владелец футбольного клуба 'Челси' вызывает замешательство у Кремля. В то время как другие российские олигархи сидят в тюрьме или находятся в изгнании, Роман Абрамович живет в Лондоне полной жизнью. Его команда забивает голы, он носит одежду от лучших портных и что хуже всего, он по-прежнему владеет контрольным пакетом акций 'Сибнефти', нефтедобывающей компании N5 в России. Это является для российского президента Владимира Путина неприятным напоминанием о том, что он довольно избирательно подходит к вопросу преследования олигархов. Естественно, Путин хотел бы исправить такую непоследовательность. Более того, похоже, у него есть на этот счет отличный план: сделать так, чтобы одна из его энергосырьевых компаний взяла под свой контроль ОАО 'Сибнефть', которое стоит где-то 15 миллиардов долларов.
Здесь налицо явное переплетение интересов. Абрамович может намного снизить свое участие в российском бизнесе, а Путин укрепит свой контроль над российским нефтедобывающим сектором и закроет несколько олигархических брешей. То, что обанкротившийся нефтяной гигант ЮКОС владеет более чем третью акций 'Сибнефти', лишь облегчает реализацию плана: этот пакет акций можно реализовать, чтобы аккуратно закрыть дело ЮКОСа.
При этом не имеет практически никакого значения то, какую компанию выберет Путин для данной цели. Это может быть находящийся под контролем государства 'Газпром', у которого достаточно средств для осуществления такой сделки; это может быть и государственная нефтяная компания 'Роснефть', у которой таких средств нет; это может быть близкий к Кремлю 'Сургутнефтегаз', который находится в частной собственности, но управляется так, будто это не частное предприятие. В случае если покупателем будет 'Сургутнефтегаз', Путин в качестве подачки Западу может даже позволить продать небольшое количество акций новой объединенной компании какому-нибудь нефтяному гиганту типа Eni SpA или Total SA. Эти компании рыскали вокруг 'Сибнефти' перед тем, как разразился скандал с ЮКОСом.
Это довольно элегантный план, но не эффективный. Он представляет из себя расширение государственного вмешательства в российский нефтяной сектор. Это вряд ли внесет большой вклад в рост нефтедобычи в России, который самым драматическим образом замедляется. И для мировых цен на нефть это не сулит ничего хорошего.