Создать международный научный исламский центр, который давал бы оценку происходящих в мире терактов и верные толкования постулатов ислама предложил президент Чечни Алу Алханов. Без этого молодежь, которую удалось завербовать для участия в терактах, будет по-прежнему считать, что террорист-смертник сразу попадает в рай.
'Сегодня роль наших религиозных деятелей, наших ученых в противостоянии исламскому радикализму крайне низка', - сказал Алханов в ходе российско-саудовского форума, проходившего 24-25 мая в Москве. По мнению президента Чечни, 'самым действенным в борьбе с международным терроризмом будет, если сами государства с мусульманским населением выступят в первых рядах против терроризма'.
Идея о том, что в первую очередь сами мусульмане должны бороться с проявлениями террора, сегодня очень популярна в мировой мусульманской умме (общине). Не стала исключением и Россия.
'Нельзя бесконечно повторять, что 'ислам - за мир', ислам не нуждается в оправдании. Мы должны дать четкую оценку происходящего в мире и в России, и признать, что многие наши проблемы от того, что мы - духовные лидеры, представители общественных организаций и т.д. плохо работаем', - сказал в интервью РИА 'Новости' председатель российской общественной исламской организации 'Аль-Хак' ('Справедливость') Камилжан Каландаров.
'Оскорбления в адрес ислама, осознание проблем, существующих внутри уммы, привели, наконец, к тому, что мусульманская элита России осознала необходимость активизации своих усилий на социальной ниве', - говорит Каландаров.
По его словам, на протяжении многих лет в России не было общественной организации, которая бы выражала интересы всей мусульманской уммы. Время от времени возникали сиюминутные партии и блоки, как правило к очередным выборам в Государственную думу, и практически сразу исчезали. И, наконец, в апреле 2005 года, впервые за последние пять лет, общероссийское исламское движение 'Аль-Хак' ('Справедливость'), созданное на базе Института прав человека, получило государственную регистрацию. Сейчас процедуру регистрации проходит еще одно общественное движение - 'Российское исламское наследие' (РИН).
Интересно, что в работу этого движения вовлечены представители власти, в частности два члена Совета Федерации - Умар Джабраилов и Ралиф Сафин, оба к тому же и крупные бизнесмены. А это является не только признаком активизации исламской элиты, но и выражает заинтересованность российских властей в создании исламских общественных организаций. Ведь без них государству не справиться с существующими проблемами. Появляются в России и другие исламские организации.
Одна из основных задач 'аль-Хак' - защита прав мусульман, посредничество между ними и региональными властями. Как отметил Каландаров, 'если духовные управления контролируют мечетный ислам, то мы хотели бы контролировать процессы, происходящие за пределами мечети'. Общественные организации могли бы выступать посредниками в спорах, возникающих внутри уммы, а также играть роль посредника между уммой и государством. На сегодняшний день движение наладило тесные контакты с духовными управлениями, теперь основная задача - создание региональных отделений. На регионы нацелено и РИН. Оба движения считают необходимым дать исламской молодежи, которая не может найти себя в рамках официальных духовных институтов, возможность заниматься активной социальной и политической деятельностью.
'Мы ставим перед собой цель попасть в местные законодательные и исполнительные органы власти, мы хотим продвигать туда молодых и активных ребят, тех, кто не связан с Духовными управлениями мусульман, и даже конфликтует с ними. Эти люди имеют хорошее исламское и светское образование, они политически активны и необходимо, чтобы они шли не к экстремистам, а занимались общественно-социальными проектами', - подчеркнул Каландаров.
Еще одна задача для российских, да и как показывает практика не только российских мусульман - активизация работы на информационном поле. Особенно остро подобную необходимость высветил скандал с публикацией в журнале 'Ньюсуик' статьи об осквернении Корана на американской базе Гуантанамо, где содержатся пленные талибы. Как отметил Каландаров, мусульманам очень трудно отличить, где правда, а где вымысел. На информационном поле активно и профессионально работают в основном экстремисты различных мастей, в том числе и те, кто выступает под флагами ислама. Именно они и ведут обработку мусульманской уммы (общины), и именно по ним судят об исламе. Поэтому одна из задач, стоящая сегодня перед российскими мусульманами - более тесное и профессиональное сотрудничество со СМИ, а также создание собственного информационно-аналитического издания, которому будут доверять. 'Без этого невозможно будет защитить мусульман от информационных провокаций, любая негативная информация - неважно правда или вымысел может взорвать обстановку в том или ином регионе', - говорит Каландаров.
И в этой связи актуально и предложение президента Чечни Алханова - сами мусульмане должны определить - где правда, а где ложь, и кто из них праведник, а кто грешник.