Недоразумение чуть было не привело мир на грань ядерной войны. В июне 1961 года Никита Хрущев встретился в Вене с Джоном Кеннеди. Советский руководитель вернулся из австрийской столицы с твердым убеждением, что американский президент, всего несколько месяцев назад приступивший к своим обязанностям, слабый и неуверенный в себе человек. Эта ошибочная оценка чуть было не стала причиной столкновения между СССР и США. Немецкая документальная лента 'Крестьянин и миллионер', показанная в среду вечером по телеканалу 'Arte', рассказывает об этом так плохо начавшемся соперничестве.
Эта встреча состоялась по инициативе Кеннеди, который хотел лично познакомиться со своим визави из противоположного лагеря. В 1959 году во время поездки Хрущева по Соединенным Штатам, когда Кеннеди еще был только сенатором от штата Массачусетс, он пил с чай с советским руководителем. Третий по счету глава СССР после Ленина и Сталина, Хрущев в то время обладал всей полнотой власти. Сын крестьянина, Хрущев снисходительно относился к этому сыну богача, которого отцовские деньги сделали президентом.
Хрущеву же, чтобы добиться власти, пришлось побороться. Во время бесед в Вене у него сложилось ложное представление об американском президенте, который, как казалось, проявлял нерешительность по поводу Берлина. 'Он еще совсем неопытный', - рассказал Хрущев своему окружению после первой встречи. 13 августа 1961 года началось возведение Берлинской стены. 'Пусть лучше стена, чем война', - отозвался на это Кеннеди. В октябре 1961 года в течение четырех дней советские и американские танки стояли друг напротив друга в Берлине. Принято считать, что первым не выдержал Хрущев и дал команду танкам отойти. Но он по-прежнему не верил в решительность своего противника.
Летом 1962 года в обстановке величайшей секретности СССР разместил ракеты средней дальности с ядерными боеголовками на Кубе, непосредственно угрожая крупным американским городам на восточном побережье. 'Неужели можно было всерьез думать, что эти ракеты останутся незамеченными? Хрущев был уверен, что как только американцы их обнаружат, им не останется ничего иного, как проглотить эту горькую пилюлю', - поясняет Анатолий Добрынин, бывший посол СССР в Вашингтоне. Что было дальше, хорошо известно. 14 октября 1962 года американский разведывательный самолет сделал снимки уже почти достроенной ракетной базы на Кубе. Кеннеди объявил острову блокаду. Хрущев поколебался, а потом отступил. Так миллионер одержал над крестьянином победу.