Москва, 29 мая 2005 года. В самом резком заявлении официальных лиц США с тех пор, как Узбекистан осуществил кровавую акцию подавления восстания и демонстраций в городе Андижан, трое американских сенаторов в воскресенье призвали к международному расследованию этого насилия. Они также сурово осудили авторитарное правительство Узбекистана.
Заявление трех сенаторов-республиканцев, Джона Маккейна (John McCain) из штата Аризона, Линдси Грэхэма (Lindsey Graham) из штата Южная Каролина и Джона Сунуну (John Sununu) из штата Нью-Гэмпшир, последовало, когда стали известны новые подробности поведения узбекских сил безопасности во время и после вспышки насилия, в том числе подтвердились сообщения, что из больниц исчезли раненные жертвы, и что войска во время подавления уличных беспорядков обстреляли гражданский автомобиль "скорой помощи", убив троих находившихся в нем медицинских работников.
Эти свидетельства очевидцев опровергают утверждения узбекского президента и союзника США в борьбе против терроризма Ислама Каримова о том, что его войска действовали безошибочно, и что за смерть мирных граждан несут ответственность находившиеся среди восставших вооруженные люди.
Узбекистан теперь заявляет, что 13 мая с.г. в ходе восстания и операции по подавлению беспорядков погибли 173 человека, включая 36 солдат правительственных войск. Правительство объяснило возрастание числа погибших со 169 до 173 человек смертью от полученных в тот день ранений еще четверых солдат.
Правозащитные организации, оппозиционные партии, оставшиеся в живых участники и родственники погибших сообщили о нескольких сотнях, по меньшей мере, мирных граждан, которые были убиты солдатами, стрелявшими по плотной толпе людей из автоматов и пулеметов.
Выступая в Ташкенте, столице Узбекистана, где сенаторы встречались с членами четырех оппозиционных партий, делегация США назвала подавление беспорядков "трагедией" и высказала мнение, что, с учетом длинного перечня былых репрессий и злоупотреблений правами человека в Узбекистане, это кровопролитие не было неожиданным.
"История свидетельствует, что продолжающиеся длительное время репрессии против прав человека приводят к трагедиям вроде той, которая только что произошла", - сказал сенатор Маккейн. Позднее он добавил: "Когда правительство подавляет или угнетает свой народ, рано или поздно, если у людей нет никаких возможностей для выражения своего желания свободы, происходит вспышка насилия".
Это заявление, сделанное в присутствии американского посла в Узбекистане, стало важным изменением общего тона высказываний представителей США. Трое сенаторов, все из которых являются сторонниками антитеррористической политики администрации Буша (George W. Bush), не охарактеризовали вооруженных людей или сбежавших из тюрьмы заключенных, которые инициировали это восстание, как боевиков или террористов, как до этого высказывались в отношении них официальные лица США.
Узбекистан неоднократно называл людей, против которых он сражался, международными исламскими террористами, однако эту характеристику отрицают свидетели, которые сообщили, что вооруженные люди были местными жителями, которых вынудили к насилию непрекращающиеся репрессии и коррупция правительства г-на Каримова.
Г-н Маккейн сказал, что Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в которой насчитывается 55 членов, в том числе Узбекистан, следует провести независимое расследование. Европейский союз, Организация Объединенных Наций (ООН), НАТО и ряд западных правительств также призвали к внешнему разбирательству, против которого г-н Каримов возражает.
Соединенные Штаты, балансируя свои интересы в данном регионе с отчетами о неразборчивом применении силы своим союзником, в основном высказываются мягче, говоря, что любое расследование должно быть прозрачным, и что в нем должны участвовать международные представители, но одновременно давая понять, что они намерены продолжать сотрудничать с Узбекистаном в вопросе контртерроризма.
Сенаторам был оказан холодный прием: ни г-н Каримов, ни члены его правительства не пожелали встретиться с этой группой.
Сенаторы высказали мнение, что такое отношение к ним является неблагоразумным. "Мы понимаем, что сейчас для узбекского правительства трудные времена, но изоляция такого рода и отказ от взаимодействия с прибывшей делегацией, я полагаю, контрпродуктивны, - сказал г-н Сунуну. - Это, безусловно, осложняет узбеко-американские отношения".
Как следует из заявления, опубликованного генеральным консульством Узбекистана в Нью-Йорке, Узбекистан проведет собственное парламентское расследование, но это расследование будет вестись, исходя из мнения, что восстание являлось "спланированным и хорошо подготовленным террористическим актом, который осуществила международная радикально-экстремистская группировка".
В момент, когда сенаторы усилили американское давление в пользу более независимого расследования, всплыли новые подробности насилия.
Один независимый фотограф, который работал на газету "The New York Times", встретился с родственниками двух людей, врача и водителя автомобиля "скорой помощи", которые, как утверждали родственники, 13 мая были убиты узбекскими солдатами, когда их автомобиль подъезжал к одному из контрольно-пропускных пунктов.
Эти показания в какой-то мере подтверждают аналогичные отчеты оставшихся в живых людей, которые сейчас находятся в лагере для беженцев в Киргизстане; эти люди настаивают, что солдаты добивали раненых, а медицинская помощь была сильно ограничена.
В числе тех троих, кто погиб в автомобиле "скорой помощи", был 42-летний врач Одилджон Ахмедов. Двое его братьев сказали, что на станции "скорой помощи" им сообщили, что он был убит, когда войска открыли огонь по автомобилю. "Это преступление", - сказал один из братьев, Арип Ахмедов.
Останки д-ра Ахмедова были выданы родственникам вместе со свидетельством о смерти за номером 22, сообщили его браться. Упоминавшийся выше фотограф сообщил, что видел свидетельства на погибших в тот день людей, порядковые номера которых доходили до 378, что заставляет считать, что число погибших выше, чем заявляет официальный Узбекистан.
Племянник погибшего врача сообщил, что были убиты также водитель автомобиля "скорой помощи" и медсестра; по его словам, огонь был таким интенсивным, что останки водителя было почти невозможно опознать.
"Мы даже не смогли выполнить наш исламский ритуал похорон, поскольку тело непрерывно кровоточило, - сказал он. - Нам пришлось сначала завернуть его в пластиковые мешки, а затем уже обернуть белой простыней, как того требует обычай.
Несколько семей в Андижане сообщили, что жертвы, которые были помещены в больницы 13 мая, после этого пропали; надо полагать, они были взяты под стражу. Члены одной семьи сказали, что их родственник, которого зовут Ибадуло, вот уже неделю числится без вести пропавшим. Они носили ему еду в районную больницу, а теперь им говорят, что его там больше нет.
Два дня назад его жена потратила целый день, дожидаясь информации о его местонахождении, но ей так ничего и не сказали, "Мы ждем, - сказала она. - И это все, что нам остается".
В Киргизстане, куда 14 мая перешли через реку более 500 оставшихся в живых после расправы людей, киргизские официальные лица и представители ООН намерены создать более безопасный и лучше отвечающий санитарным требованиям лагерь для беженцев.
Статус беженцев остается неопределенным. В пятницу заместитель премьер-министра Киргизстана Адахам Мадумаров сказал, что беженцам разрешат остаться. Однако другие официальные лица посылают неоднозначные сообщения, один, по меньшей мере, предлагает репатриировать беженцев.
Узбекистан дал понять, что хотел бы возбудить уголовное преследование против беженцев, отметив в заявлении своего генерального консульства в Нью-Йорке, что среди тех, кто ушел за реку, было "более 400 мужчин, принимавших участие в незаконных акциях".