То, что французы сказали 'нет' объединенной Европе - такой же парадокс, как если бы англичане вдруг решили отказаться от говядины, или русские - от водки. А может быть здесь уместнее другое сравнение: это все равно что сердце сказало бы 'нет' телу.
Вчера французы сказали 'нет' не только конкретному неповоротливому конституционному договору, даже несмотря на то, что его главный архитектор - тоже француз. Они сказали 'нет' тому, во что превратился ЕС после падения Берлинской стены - расширившемуся Союзу, где Франция лишилась места у руля. Они сказали 'нет' перспективе вступления Турции в Союз, они сказали 'нет' экономическим реформам по англосаксонскому образцу: дерегулированию, рыночному либерализму, тэтчеризму, 'проталкиваемому' через Брюссель. И, конечно, они сказали 'нет' хищнику Жаку Шираку, Парижу - правительству и элите - которые, по их мнению, не выполнили своих обещаний перед народом.
Это 'нет' было обусловлено страхом. Страхом, что твою работу отберет пресловутый 'польский сантехник'. Страхом перед иммигрантами. Страхом перемен. Противники евроконституции - коммунисты и крайне правые - обосновывали свою позицию совершенно различными аргументами, но кое-что общее у них было - страх.
Назовут ли будущие историки 29 мая 2005 г. 'началом конца' Евросоюза? Было бы глупо сходу отвергать такую вероятность. Все предыдущие попытки создать объединенную Европу, начиная с Римской империи, провалились. Почему нынешний случай должен быть исключением? В отличие от всех предыдущих, сегодняшняя 'еэсовская империя' постиндустриальной эпохи в конечном итоге строится на добровольном согласии ее граждан. Однако не только французы, но и другие европейские народы все больше приходят к убеждению, что теряют контроль над Евросоюзом.
На еэсовском 'новоязе' это называется 'демократическим дефицитом'. Однако результат французского референдума продемонстрировал обратное - европейский проект все же подконтролен народам. Без их санкции он терпит провал.
Есть и другая крайность: сегодня уже раздаются успокаивающие голоса, утверждающие, что случившаяся - лишь очередная временная неудача в ходе долгого паломничества к 'обетованной земле' объединения. Развитие ЕС, говорят они, всегда шло по принципу 'два шаг вперед, шага назад'. Временное замешательство пройдет, и наши лидеры разработают 'облегченный вариант' договора, сохранив при этом большую часть ключевых институциональных изменений, призванных придать Союзу из 25 или более членов эффективность и позволить ему активнее действовать на мировой арене.
Оптимисты предполагают, что процесс ратификации может продолжаться, как планировалось, до осени будущего года - именно на это намекал Ширак в своем первом выступлении по итогам референдума. Возможно даже, что страны, проголосовавшие против евроконституции, попросят провести повторный референдум. Совсем уж безудержные оптимисты считают, что после некоторых изменений в конституции и заверений со стороны европейских лидеров, 'нет' чудесным образом можно превратить в 'да' - примерно как в воду в вино.
Лично я в это не верю. Моя оценка этого кризиса находится где-то посередине между двумя крайностями - апокалиптическими пророчествами и самоуспокоительными заявлениями, будто ничего особенного не произошло. 'Нет' французов послужит мощным примером для голландских противников конституции, и референдум в этой стране может увенчаться тем же результатом. Если же конституционный договор отвергнут две страны, стоявшие у истоков ЕС, то вряд ли у датских или польских избирателей найдется достаточно стимулов, чтобы прийти к урнам для голосования и одобрить его этой осенью. А дальше события могут развиваться по 'принципу домино'.
После этого возможны два варианта: либо мы будем упорно продолжать процесс ратификации еще год, либо в какой-то момент лидеры ЕС вынуждены будут смириться с реальностью. Возможно, это произойдет в тот период, когда председательское место в Союзе займет Британия - ее срок начинается с июля будущего года. Это, вероятно, станет последним крупным шагом, на которой способен пойти Тони Блэр прежде, чем передать бразды правления Гордону Брауну [Gordon Brown - 'второе лицо' в лейбористской партии, наиболее вероятный преемник Блэра - прим. перев.]. Нынешний премьер пришел к власти в 1997 г., обещая наконец покончить с традиционной двусмысленностью в отношениях Британии и объединенной Европы. Пока ему это не удалось. Теперь же перед Блэром стоит куда более масштабная задача: разобраться с двусмысленным отношением объединенной Европы к себе самой.
Если Блэр решится на 'повторный запуск' европейского проекта, у него могут обнаружиться неожиданные союзники. Ширак, чьи позиции сегодня ослаблены, возможно предложит пост премьер-министра 'любимчику' Даунинг-стрит среди французских политиков - Николя Саркози (Nicolas Sarkozy). Герхард Шредер, вынужденный 'обороняться по всем направлениям', на выборах этой осенью, судя по всему, уступит Ангеле Меркель [Angela Merkel - председатель Христианско-демократического союза - прим. перев.], которая, как и сам Блэр, сочетает проеэсовскую ориентацию с проамериканской. Тем не менее, выполнить эту задачу британскому премьеру будет очень нелегко.
Г-н Ширак и другие могут обвинить в провале конституции Британию. Экономические реформы, переговоры о бюджете ЕС и вступлении Турции в его состав могут забуксовать. Кроме того, одна из главных проблем ЕС заключается в том, что мотивы его противников в разных странах настолько различны и несовместимы между собой, что, пытаясь удовлетворить одних, вы неизбежно усиливаете недовольство других. Некоторые же из глубинных причин недовольства, например, сокращение рабочих мест в Европе из-за конкуренции молодых великих держав - Китая и Индии, вообще от нас не зависят.
В последний раз французы отвергли крупный европейский проект пятьдесят с лишним лет назад, когда французский парламент забаллотировал предложение о создании Европейского оборонительного сообщества [в 1954 г. - прим. перев.]. В тот раз британская дипломатия сумела найти ему замену в виде Западноевропейского союза [другая европейская военная структура, созданная в 1954 г. Помимо предполагаемых участников Европейского оборонительного сообщества - Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга - в состав ЗЕС вошла Великобритания - прим. перев.]. Эта 'замена' вдвое уступала первоначальному проекту по эффективности, но это было все же лучше, чем ничего. Вчера Франция вновь 'отпасовала мяч' через Ла-Манш - на половину Даунинг-стрит.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Тимоти Гартона Эша на ИноСМИ.Ru
Голосуйте 'за', несмотря ни на что! ("The Guardian", Великобритания)
Обмен империями ("The Guardian", Великобритания)
Даешь 'мир по-европейски' ("The Guardian", Великобритания)
Интервью с Тимоти Гартоном Эшем, специалистом по взаимоотношениям Европейского союза и США ("The Washington Times", США)
Сначала надо познакомиться со своим ослом ("The Guardian", Великобритания)
Шесть вопросов критикам украинской 'оранжевой революции' ("The Guardian", Великобритания)
Опасность слишком большой власти ("The New York Times", США)