Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киргизский чиновник стоял в своем кабинете и разглядывал сверху рассерженную толпу, окружившую здание президентской администрации. 'Акаев не будет стрелять в свой народ', - заявил он, точно предсказав решение бывшего президента Кыргызстана Аскара Акаева бежать из здания и страны 24 марта, вместо того чтобы открыть огонь по нескольким тысячам протестующих, которые продолжили мародерствовать в его похожей на дворец резиденции

Узбекистан показал бывшим советским республикам, что Запад мирится с подавлением мирных протестов в обмен на нефть.

Киргизский чиновник стоял в своем кабинете и разглядывал сверху рассерженную толпу, окружившую здание президентской администрации. 'Акаев не будет стрелять в свой народ', - заявил он, точно предсказав решение бывшего президента Кыргызстана Аскара Акаева бежать из здания и страны 24 марта, вместо того чтобы открыть огонь по нескольким тысячам протестующих, которые продолжили мародерствовать в его похожей на дворец резиденции.

Однако ореол, который с тех пор окружает Акаева, в общем-то наименее сурового из всех центрально-азиатских диктаторов, не предотвратил его долгосрочной ссылки в Москву, откуда он наблюдает за перераспределением богатства своей бывшей вотчины между остатками элиты. Можно только догадываться о его разочаровании, когда шесть недель спустя в соседнем Узбекистане президент Каримов дал оставшимся авторитарным правителям постсоветского пространства показательный урок по сталинским репрессиям: расстреляйте их и закройте двери, а мир вскоре все забудет.

Жестокое убийство сотен мирных жителей в Андижане уже начинает меркнуть в международной памяти. Режим Ислама Каримова успешно помешал проведению прозрачного расследования событий в городе. Германия, Франция, НАТО, ЕС, США и ООН призывали провести независимое международное расследование. Каримов заявил, что Узбекистан не нужно 'терроризировать' такими просьбами. Несмотря на 14-летний стаж жестокости, он, похоже, спит спокойно.

Настойчивые требования Джека Стро (Jack Straw) о проведении расследования не помешали ЕС продолжить отправку гуманитарной помощи в Узбекистан. На самом деле, у Европы мало рычагов влияния на страну, у которой более крупные и менее чувствительные друзья. В среду Каримов отправился в Китай - страну, поднаторевшую в подавлении мусульман и недовольных. Пекин заверил узбекского лидера, что тот поступил правильно, подавив 'сепаратизм, терроризм и экстремизм', каковые представляли собой беспорядки в Андижане, а затем заключил сделку о поиске нефти в республике.

Этим визитом Каримов проницательно напомнил другому своему союзнику, Вашингтону, о сопернике последнего в регионе. Белый дом, которому потребовалось шесть дней, чтобы осудить суровые меры, которые, как он сначала заявил, были частично направлены против 'террористов', слишком много поставил на карту, чтобы проявлять щепетильность в отношении Андижана. Похоже, Вашингтон больше опасается возможного исламского восстания в регионе, чем последствия давнего репрессивного каримовского режима в стране с населением 26 млн. человек.

Узбекистан, усиленный полученными в прошлом году от США 50,6 млн. долларов помощи, пятая часть которой была выделена на 'безопасность и правопорядок', остается доминирующим, дружественным Америке, жестким соседом всех остальных центрально-азиатских государств, фактически стержнем этого бедного и нестабильного региона.

Пентагон заявил, что будет проявлять 'большую осторожность' в использовании жизненно важной военной базы в Ханабаде, а Кондолиза Райс пригрозила, что вопрос о помощи может быть пересмотрен, но, похоже, этим все и ограничилось. Вместо этого назвать произошедшее 'массовым убийством' выпало сенатору Джону МакКейну (John McCain), вчера вернувшемуся из Ташкента. Каримов полон решимости не допускать в страну прессу: 'Guardian' ожидает визу на две недели дольше, чем обычно, а правительство тем временем проводит массовые аресты, чтобы помешать волнениям вылиться в полномасштабное восстание.

Вскоре другим постсоветским республикам придется решать, следовать ли свежему примеру Каримова. Рассуждения Белого дома о 'маяках свободы' разбудило мечты и даже породило планы революции в нефтяных гигантах Азербайджане и Казахстане. В обеих странах в конце года должны пройти выборы, которые правительство, скорее всего, постарается фальсифицировать.

События в Грузии, на Украине и в Кыргызстане вызвали у Азербайджана и Казахстана мурашки, и президент последнего Нурсултан Назарбаев даже запретил проведение протестов во время выборов, закрыл оппозиционные газеты и позволил полиции избивать юных демонстрантов, одетых в оранжевое - цвет украинской революции. Завершающий удар по иронии и свободе слова в стране был нанесен вчера, когда представитель оппозиции предстал перед судом по обвинению в клевете. Он обвинил дочь Назарбаева Даригу в незаконном создании монополии в СМИ. Она эти обвинения отрицает.

На другом берегу Каспия президент Азербайджана Ильхам Алиев, преемник своего отца, регулярно использует войска по охране общественного порядка для избиения демонстрантов. Но демократические революции - это роскошь, когда на карту поставлены такие геополитические вопросы, как углеводороды. Состоявшийся в прошлую среду пуск нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который должен поставлять нефть из Азербайджана, а затем и Казахстана, на европейский и американский рынки, помогает понять основные принципы Вашингтона в регионе.

Алиев достаточно уверен в своих отношениях с Вашингтоном, чтобы запретить запланированную на прошлую субботу демонстрацию, требующую свободных парламентских выборов в ноябре, - якобы, чтобы не испортить атмосферу перед церемонией в среду. Когда же акция протеста все-таки состоялась, он направил туда полицейских, которые избивали демонстрантов дубинками и арестовали около ста человек.

Посол Норвегии в Баку Стейнар Гиль (Steinar Gil), чья громкая критика нарушений прав человека в стране, несмотря на стратегические инвестиции его страны в нефтепровод, быстро превращает его в азербайджанского Крэга Мюррея (Craig Murray, посол Великобритании в Узбекистане, который был отозван, предположительно, за критику местных властей - прим. пер.), был единственным из дипломатов, кто осудил 'неприкрытую жестокость' режима Алиева. Посольство США заявило, что 'сожалеет' о нарушении права собраний.

После Андижана страна, по крайней мере на постсоветском пространстве, которая расстреливает сотни мирных демонстрантов, уже может не бояться стать международным изгоем. К концу года этот урок станет очевиден. Когда в ноябре протестующие соберутся в Баку, а в декабре - в Алматы, Алиев и Назарбаев смогут превзойти своего узбекского коллегу, лишь вырыв братские могилы перед тем, как их войска начнут стрелять.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

В одну телегу впрячь не можно и демократию, и нефть ("The New York Times", США)

Революция XXI-го века ("The Guardian", Великобритания)

Мы - не инструмент в руках властей США ("The Guardian", Великобритания)

Творцы революций ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Как делается революция ("The Guardian", Великобритания)

Украинская революция, какой мы ее не знали ("The American Spectator", США)

За беспорядками в Киеве стоят американцы ("The Guardian", Великобритания)