Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Удар по гражданскому обществу

Комментарий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хроника объявленной нейтрализации завершена. И никто не удивлен тем, что российский предприниматель Михаил Ходорковский был приговорен к девяти годам заключения. Тем не менее, это для обвиняемых и для российского общества -удручающий приговор

Хроника объявленной нейтрализации завершена. И никто не удивлен тем, что российский предприниматель Михаил Ходорковский был приговорен к девяти годам заключения. Тем не менее, это для обвиняемых и для российского общества - удручающий приговор. Михаил Ходорковский мог не один месяц внутренне настраиваться на то, что в конце процесса его может ожидать наказание в виде заключения на долгие годы. Уже сам его арест не оставлял особых сомнений в том, что главу нефтяного концерна ЮКОС должны убрать с дороги реально - возможно, с применением грубой силы, чтобы каждому было ясно: государственная власть не терпит самостоятельности. В ходе процесса ответственные лица не отказались также и от слишком хорошо известных методов с тем, чтобы оскорбить достоинство обвиняемого. На процесс Ходорковского доставляли в сползающих штанах в ярко освещенный и плохо проветриваемый зал судебных заседаний. Там он сидел не на скамье подсудимых, а в клетке.

Защита отечественных месторождений нефти

Ходорковский спровоцировал Кремль дважды. Он почти подготовил продажу, по меньшей мере, части самой важной в России нефтяной фирмы ЮКОС американским конкурентам. Но тут, при президенте Владимире Путине, пришел конец свободному рынку. Путин считает, что сырьевые ресурсы должны оставаться под контролем государства. Они, видимо, являются последним свидетельством прежнего статуса страны как великой державы. Доходы от продажи нефти идут на пользу государственному бюджету и являются богатым валютным источником для проведения преобразований в стране. К тому же их можно прекрасно использовать в налаживании международных отношений и в качестве инструмента политического давления. Иностранные инвесторы тут только мешают - это испытали на себе и немецкие компании.

Нарушение принципа невмешательства

Второе преступление Ходорковского: он не довольствовался ролью миллиардера, открыто встал на сторону либеральных партий. Тем самым он нарушил соглашение между Кремлем и так называемыми олигархами об отказе от противоборства друг с другом. В 1994 году деньги олигархов предотвратили поражение тогдашнего президента Бориса Ельцина. И вот один из них выступает против власти. При этом по-прежнему неизвестно, действительно ли Ходорковский собирался выдвигать свою кандидатуру в 2008 году на пост президента. Однако откровенная поддержка Ходорковским либерального гражданского общества была воспринята властью как угроза. Уже сам взлет Путина показал, что Кремль не собирается отдавать решение по поводу самого могущественного человека страны на откуп кому-то из посторонних и уж тем более населению.

Был ли у самого богатого человека России хоть какой-то шанс привлечь на свою сторону население - в высшей степени сомнительно. Слишком велико презрение населения к слою людей, сколотивших после распада Советского Союза почти захватывающие дух состояния. Само собою возникает подозрение, что и овеянный легендами взлет Ходорковского произошел благодаря преступным махинациям. Если бы предметом расследования было это, то нужно было бы ставить также вопрос о причастности к безобразному обогащению в начале 90 годов семьи Ельцина и людей из его политического окружения. Однако не допустить этого и было, предположительно, политическим заказом Владимиру Путину, когда тот в 1999 году перешел из второго эшелона Кремля в первые ряды российской политики.

По счетам платит рынок

Кремль с помощью ареста Ходорковского, а также разрушения его концерна, сумасбродных требований о доплате налогов и бесцеремонного трюка с продажей изгнал к неудовольствию Вашингтона американские компании с российских месторождений нефти. Была сильно поколеблена и без того незначительная вера в российское правосудие. Иностранные и, прежде всего, отечественные инвесторы все больше ставят вопрос о безопасности своих денег в России. Растут масштабы бегства капитала. Волна заказных убийств предпринимателей свидетельствует одновременно о том, что дело в стране идет к новому переделу собственности. Российский биржевой индекс после ареста Ходорковского уменьшился в два раза. Но Путин бесцеремонно продемонстрировал, что не позволит портить дело из-за каких-то правил гражданского общества.

Судебный приговор в Москве должен был бы заставить задуматься правительство Германии и особенно канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder). Ведь сердечные объятия со своим другом Владимиром заставили всех понять, что подобные церемонии у канцлера беспокойства не вызывают. Но и по этой причине приговор Ходорковскому вызывает удручающее впечатление.

__________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)

Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)

Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти' ("The Financial Times", Великобритания)

Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)

Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)

Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)

Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)