Во вторник, ровно через год и три дня после начала крупнейшего судебного процесса постсоветской России, еврейский магнат Михаил Ходорковский был приговорен к девяти годам тюрьмы. Его нефтяная империя 'ЮКОС' была уничтожена после того, как он бросил вызов президенту Владимиру Путину.
Бывший магнат поклялся обелить свое имя от обвинений, которые включают мошенничество и уклонение от уплаты налогов, а его компания обещала продолжать борьбу в суде, привлекая внимание к серьезным сомнениям относительно господства диктатуры закона в путинской России, которые вызвало это дело.
Натан Щаранский, который провел несколько лет в советской тюрьме как политический заключенный, выступил с резкой критикой вердикта.
'Нет сомнений в том, что приговор - это избирательное наказание по политическим мотивам', - так он прокомментировал дело Ходорковского, когда-то считавшегося самым богатым человеком России и серьезным соперником Путина.
'Очень печально, что судебную систему используют в политических целях, - сказал Шаранский в интервью 'The Jerusalem Post'. - Это вызывает серьезную тревогу всех, кто, как я, хорошо знаком с переменами в России и хочет, чтобы она продвигалась к большей свободе и демократии'.
По его словам, использование судебной системы в политических целях на этом процессе 'напоминает мне мой собственный процесс'. Впрочем, он подчеркнул, что между Россией при Путине и Советским Союзом, в котором он оказался в тюрьме, по-прежнему существует 'очень большая разница'.
Тем не менее, Щаранский дал понять, что определенную роль во всем этом сыграл антисемитизм.
'Разумеется, то, что он [Ходорковский] еврей, может помочь пропаганде, сделать это более приемлемым для людей', - заявил он, подчеркнув, что суд был вызван 'желанием наказать его не за еврейскую национальность, а за политические амбиции'.
Леонид Невзлин, один из бывших руководителей 'ЮКОСа' и партнер Ходорковского, назвал вердикт кульминацией 'политической борьбы против демократии', которая сейчас разворачивается в России.
Чтобы избежать ареста, Невзлин в октябре 2003 года бежал в Израиль вместе двумя другими евреями-руководителями 'ЮКОСа', Владимиром Дубовым и Михаилом Брудно. Вместе они владеют 22% компании или 7 млрд. долларов.
Выступая на пресс-конференции в Тель-Авиве на фоне огромного портрета Ходорковского, Невзлин заявил, что считает вердикт не концом демократии, а, скорее, началом.
'Мы проиграли битву на вражеской территории, но не проиграли войну', - сказал он.
Он добавил, что то, останется ли Ходорковский в тюрьме или нет, определит, во что в конечном итоге превратится Россия, в демократию или диктатуру.
По словам Невзлина, Ходорковского посадили, чтобы он не помешал Путину баллотироваться на президентских выборах 2008 года. В прошлом году, по его мнению, Путин был избран на второй срок в ходе 'псевдодемократического процесса'.
Путин, заявил Невзлин, является 'и прокурором, и судьей' в деле Ходорковского, исход которого был предопределен.
'Это был совершенно непристойный показательный процесс, которому не должно быть места в 21м веке', - сообщил адвокат бывшего главы 'ЮКОСа' Роберт Амстердам (Robert Amsterdam) в телефонном интервью 'JP".
'Это, пожалуй, самое недружественное поглощение в истории', - добавил он, назвав его 'попыткой оправдать кражу 'ЮКОСа''.
Амстердам осудил Путина за 'подмену принципа диктатуры закона близостью к власти'. Он также раскритиковал западные страны и компании за то, что они продолжают работать с российским президентом, несмотря на его политические маневры.
'Путин получил разрешение Запада, и это необходимо прекратить', - заявил адвокат.
По его словам, по делу Ходорковского будет подана апелляция, как в стране, так и за ее пределами. Оно также станет средством давления на западных игроков, чтобы те, сотрудничая с Россией, задумались о ее отношении к судебной системе.
Система в нынешнем виде 'непрозрачна и чрезвычайно опасна', считает Амстердам.
Он также раскритиковал антиеврейские настроения, сопровождавшие процесс.
'В отношении олигархов наблюдался очень сильный скрытый антисемитский настрой', сказал он, добавив, что антисемитизм в России 'очень даже жив'.
Кроме того, он рассказал, что на процессе присутствовали пожилые родители Ходорковского и как тяжело было 'смотреть на них, когда они смотрели на него в клетке'.
Учитывая их возраст, приговор, 'возможно, означает, что они обречены больше никогда не обнять сына. . . Это было очень тяжело'.
Амстердам полагает, что Ходорковский продолжит свою благотворительную деятельность из тюрьмы, но отказался комментировать, продолжит ли тот политическую деятельность, отметив только, что 'из тюрьмы это будет непросто'.
'Позор! Позор!' - скандировали после объявления вердикта сторонники Ходорковского, собравшиеся у Мещанского суда, куда они приходили каждый день на протяжении процесса с портретами капиталиста-филантропа и шарами желтого и зеленого цвета - это цвета 'ЮКОСа', основанной Ходорковским компании, которая некогда была крупнейшим производителем нефти в стране.
'Здесь вы считаетесь невиновным, пока ваша вина не доказана, но нам, по крайней мере, людям в моей администрации, показалось, что он был признан виновным до проведения честного суда', - заявил в Вашингтоне президент США Джордж Буш, прибегнув к неожиданно откровенным формулировкам в отношении страны, которую возглавляет его союзник в войне с терроризмом.
Пресс-секретарь генпрокурора Наталья Вишнякова заявила, что дело никак не связано с политикой и что речь идет о 'банальном воровстве'.
Ходорковский уже провел в заключении 583 дня, т.е. в тюрьме ему предстоит пробыть еще семь с половиной лет.
Бледный, с поджатыми губами, он смотрел прямо перед собой, пока судья Ирина Колесникова зачитывала приговор в душном, битком набитом зале суда. Его жена Инна плакала, и родители Ходорковского Борис и Марина по очереди утешали ее, а сам он пытался посылать им ободряющие взгляды из клетки для обвиняемых.
В заявлении, позже прочитанном у здания суда адвокатом защиты Антоном Дрелем, Ходорковский заявил, что не намерен резко критиковать судью, отметив 'давление со стороны инициаторов дела, которому она подвергалась, когда готовила приговор'.
'Проблема, в конце концов, не в Колесниковой. А в том, что судебная власть в России окончательно превратилась в тупое орудие исполнительной власти', - говорится в заявлении.
В нем же Ходорковский сообщил, что в тюрьме постарается заняться благотворительной и общественной деятельностью, включая создание фонда для помощи другим заключенным.
'Я не признаю себя виновным и считаю свою невиновность доказанной. Поэтому я буду обжаловать вынесенный мне сегодня приговор. Для меня принципиально важно добиться правды и справедливости на Родине', - заявил он.
Второй обвиняемый по этому делу, Платон Лебедев, признанный виновным по тем же обвинениям и приговоренный к такому же наказанию, сказал: 'Ни один вменяемый человек не поймет, что вы сказали'. Тогда судья еще раз зачитала его приговор.
Ходорковский и Лебедев будут отбывать наказание в колонии общего режима. Они также были приговорены к выплате более 17 млрд. рублей налогов и штрафов, которые задолжали государству принадлежащие им компании. Кроме того, им предстоит заплатить подоходный налог: Ходорковскому - 117 млн. рублей, а Лебедеву - 16 млн. рублей.
___________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)
Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)
Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти' ("The Financial Times", Великобритания)
Удар по гражданскому обществу ("ARD", Германия)
Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)
Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)
Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)
Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)