Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вынесение приговора Михаилу Ходорковскому прозвучало словно заключительный залп президента Владимира Путина в битве его правительства за контроль над Россией с 'олигархами' - крупнейшими бизнесменами, с помощью денег захватившими политическое влияние при его предшественнике Борисе Ельцине

Теперь самые богатые люди России знают меру своим политическим амбициям, считает Нейл Бакли

Вынесение приговора Михаилу Ходорковскому прозвучало словно заключительный залп президента Владимира Путина в битве его правительства за контроль над Россией с 'олигархами' - крупнейшими бизнесменами, с помощью денег захватившими политическое влияние при его предшественнике Борисе Ельцине.

Многие из них все еще находятся в списках самых богатых людей страны. Появилось и новое поколение бизнесменов, но власти у них уже значительно меньше, чем было в свое время у Ходорковского и таких же, как он, Владимира Гусинского и Бориса Березовского, вынужденных бежать из России.

И, как признаются некоторые из них в частных беседах, после дела Ходорковского желания идти в политику у них существенно поубавилось.

Крис Уифер (Chris Weafer), начальник стратегического отдела российского 'Альфа-банка', считает, что Путину в наследство досталась система, в которой президент был в самом низу 'пирамиды власти'. Наверху же сидела узкая группа бизнесменов, захватившая такую власть, что им ничего не стоило провести на президентское кресло такого человека, как Путин, которого, как они ошибочно полагали, им удастся полностью контролировать.

Свои состояния многие из них заработали главным образом на так называемых 'залоговых аукционах', на которых кучка богатейших на тот момент бизнесменов фактически финансировала кампанию по переизбранию Ельцина - тогда, в 1996 году, их целью было любыми средствами не допустить победы коммунистов, представлявшейся практически неизбежной.

В качестве залога за кредиты, которые так никто и не отдал, этим бизнесменам раздавали акции самых богатых предприятий российской промышленности. Так Ходорковский получил акции нефтяной компании "ЮКОС".

До самого конца своего пребывания на посту президента Ельцин оставался тесно связанным с олигархами. Владимир Потанин, олигарх, разработавший структуру подобных сделок, некоторое время был заместителем премьер-министра, а Березовский даже занимал пост заместителя главы Совета национальной безопасности России.

С приходом Путина, считает Уифер, пирамида начала переворачиваться обратно, и на ее вершине вновь оказался президент.

Уже через несколько месяцев после прихода к власти он предложил олигархам сделку: если они не будут лезть в политику и согласятся платить налоги, он не будет очень пристально интересоваться, какими (иногда не особенно законными) путями они сколотили свои бизнес-империи.

И те, кто поддерживает Ходорковского, и те, кто настроен против него, говорят одно и тоже: что он попал в немилость к Кремлю только потому, что слишком глубоко залез в политику, финансировал оппозиционные партии и активно лоббировал отклонение не устраивавших его законопроектов. Как и у многих олигархов, методы ведения бизнеса у него были такие, что предъявить ему обвинения было совсем нетрудно.

Некоторые аналитики и менеджеры даже считают, что пример Ходорковского только улучшил инвестиционный климат.

- До ареста Ходорковского российские компании платили по 9-10 процентов налогов при законном уровне в 30 процентов, - говорит Эрик Краус (Eric Kraus), начальник отдела страегических исследований российской инвестиционной компании 'Совлинк', - теперь же они публикуют в газетах рекламы, в которых хвастают тем, сколько они заплатили налогов.

Однако победа Путина в 'войне против олигархов' вполне может оказаться пирровой, потому что иностранных инвесторов отпугивает нынешняя ситуация, сложившаяся с защитой их имущественных прав. К тому же, вывоз отечественного капитала за границу, незадолго до этого снижавшийся, в прошлом году увеличился вчетверо. Еще более замедлился рост иностранных инвестиций, и без того вялый относительно размера России и ее собственного экономического роста, который с 1999 года стимулируют высокие цены на нефть. Прекращение операций "ЮКОСом" спровоцировало снижение уровня добычи, что также отрицательно сказалось на экономическом росте.

Вчера Аркадий Вольский, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей, заявил, что от вынесения приговора Ходорковскому не выиграл никто.

- Сегодня у нас налицо снижение инвестиционной активности и серьезная озабоченность делового сообщества, - считает он.

Немало пострадал и имидж России на международной арене вообще. Дело "ЮКОСа" еще более усилило подозрения, что Россия отходит назад от своих демократических достижений, что может иметь серьезные последствия в будущем.

Вчера около здания московского суда том Лантос (Tom Lantos), конгрессмен от штата Калифорния (Демократическая партия), заявил, что теперь он удвоит усилия, направленные на то, чтобы конгресс поддержал законопроект, который он предлагает вместе с республиканцем Кристофером Коксом (Christopher Cox) - исключить Россию из 'большой восьмерки', если она не будет придерживаться общепринятых демократических норм.

- Когда у власти был Борис Ельцин, а Россия была при 'большой семерке' наблюдателем, мы были уверены в том, что Россия будет двигаться по демократическому пути, - заявил он, - теперь же Конгрессу США ясно, что она движется в противоположном направлении.

__________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)

Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)

Удар по гражданскому обществу ("ARD", Германия)

Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)

Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)

Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)

Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)