Международная реакция (на приговор Ходорковскому) была различной: в то время как представители Еврокомиссии отмалчивались, американцы выразили свою солидарность с Ходорковским. После объявления приговора сенатор Томас Лантос (Tomas Lantos) в сопровождении представителей американского посольства направился к зданию Мещанского суда и сообщил, что намерен представить в Конгрессе проект решения об исключения России из 'Большой Восьмерки'. Президент Джордж Буш (George Bush) заявил, что у него сложилось впечатление, будто Москва считала виновным бывшего владельца 'ЮКОСа' еще до начала судебного процесса.
Какими бы ни были прегрешения Михаила Ходорковского, процесс против него - в той форме, в которой он проходил - вызывает недоверие к российскому правосудию. Мы, журналисты, каждый день подвергавшиеся необоснованным проверкам, сидя в крохотной комнатке, следили за чтением перегруженного сведениями тысячестраничного приговора, в точности повторявшего доводы обвинения. Подобная перегруженность приговора напоминала выступления деятелей коммунистической эпохи, которые были написаны для того, чтобы еще больше запутать, а не объяснить суть.
Находившийся за решеткой, одетый в джинсы Ходорковский что-то рисовал в своем блокноте. Его мать, Марина, сидела прямо напротив председателя суда и не отводила от нее взгляда. Все организация судебного процесса сильно напоминала кагэбэшные методы. Люди, следившие за работой прессы, представлялись сотрудниками министерства Юстиции, а их руководитель называл себя Иваном Ивановичем Ивановым - именем, для России, нарицательным. С приближением развязки судебного процесса меры безопасности усилились. Тех, кто вблизи здания суда поддерживал Ходорковского, не пускали дальше определенного места. Возле Мещанского неожиданно появились дорожные знаки с предупреждением о ведущихся ремонтных работах, и выстроилась колонна грузовиков, мешавших организовать большое выступление.
__________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Решение по делу Ходорковского вызывает тревогу ("The Jerusalem Post", Израиль)
Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)
Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)
Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти' ("The Financial Times", Великобритания)
Удар по гражданскому обществу ("ARD", Германия)
Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Олигарх усмирен ("The Financial Times", Великобритания)
Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)
Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)
Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)
Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)