Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Акунин: 'В России невозможно заставить уважать свои права'

Президент Путин совершил больше чем преступление, он совершил ошибку

Акунин: 'В России невозможно заставить уважать свои права' picture
Акунин: 'В России невозможно заставить уважать свои права' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом деле два основных действующих лица. Ходорковский и Путин, поскольку всем ясно, кто в этом театре кукловод. Ходорковский вел себя исключительно достойно. Я такого просто не ожидал от 'самого богатого человека России'. Он ведь мог бы уехать заграницу, купить футбольный клуб или яйца Фаберже, как другие миллиардеры. Но он предпочел отстаивать свои принципы. И это вызывает уважение

На процессе 'ЮКОСа' присутствовали несколько писателей. Борис Акунин - псевдоним Григория Чхартишвили - один из них. Человек энциклопедических знаний, историк, филолог, прекрасно владеющий японским языком, автор романа 'Пелагия и белый бульдог', долгое время руководил журналом 'Иностранная литература' (заместитель главного редактора журнала - прим. пер.). Родился в 1956 году в Грузии, в настоящее время он живет в Москве.

Le Figaro - Нет ли в 'деле 'ЮКОСа'' политической подоплеки?

Борис Акунин. - Она очевидна. С одной стороны, власть хотела проучить олигархов, поставить их на место, чтобы они прекратили важничать. С другой стороны, удалось завладеть самым процветающим предприятием страны. Теперь оно в руках верных советников.

- Какие чувства вы испытываете к ключевому персонажу этого дела?

- По-моему, в этом деле два основных действующих лица. Ходорковский и Путин, поскольку всем ясно, кто в этом театре кукловод. Ходорковский вел себя исключительно достойно. Я такого просто не ожидал от 'самого богатого человека России'. Он ведь мог бы уехать заграницу, купить футбольный клуб или яйца Фаберже, как другие миллиардеры. Но он предпочел отстаивать свои принципы. И это вызывает уважение. Зато, как мне кажется, президент Путин совершил больше чем преступление, он совершил ошибку. Дурацкую ошибку. В такой стране как Россия невозможно выстроить 'вертикаль власти'. Нужны другие механизмы. Россия нуждается в реактивном двигателе, а не в дистанционном управлении. Если Владимир Путин будет упорствовать в своем заблуждении, ему скоро придется, как белорусскому президенту, самому заниматься каждой мелочью. Очевидно и то, что очень скоро у главы государства не останется цивилизованной оппозиции, а будут только противники. У меня нехорошее предчувствие. Боюсь, Путин плохо кончит. А было бы жаль. У него есть способности.

- Зачем вокруг суда надо было устраивать спектакль с беспрецедентным привлечением служб безопасности?

- Думаю, что просто перестарались помощники, стремясь угодить Кремлю.

- Молодые сторонники Ходорковского называют его 'героем нашего времени'. Не является ли это преувеличением, когда речь идет о человеке, за десять лет заработавшем состояние в 15 миллиардов долларов?

- Не знаю. Но в истории о симпатичном пареньке в очках, который сначала стал богат как Крез, а потом, ради защиты своих идей, оказался за решеткой, есть, безусловно, что-то эпическое. Ходорковский - 'политический заключенный' в полном смысле этого слова. Его арестовали, потому что совесть не позволяла ему наслаждаться своим богатством в нищей стране и заставила его броситься в бой.

- Как могут судьи в стране, которая входит в Совет Европы, участвовать в этой пародии на суд?

- В России нет независимых судов. Судьи - обычные чиновники, с низкой зарплатой, которыми можно манипулировать.

- Что реально выявит в России этот процесс?

- Начну с плохого. А именно с незащищенности от произвола руководителей. Невозможности заставить уважать свои права, даже тогда, когда ты в числе избранных. Недавно я заметил в интернете анкету. Людей спрашивали, считают ли они справедливым суд над Ходорковским. 40% опрошенных ответили 'да'. Всего 40%. И это в стране, где ненавидят богатых, где не любят евреев и где телевидение находится под контролем государства. Я был приятно удивлен. Но таковы наши традиции, наша история. У нас жалеют тех, кто попал в тюрьму.

- Почему России не удается, либо удается не полностью, ввести понятие права? А ведь Владимир Путин пообещал установить 'диктатуру закона'.

- Мне кажется, что Путин сам не верит в то, что Россия сможет вступить на демократический путь. Независимость суда, неподконтрольный государству парламент, единый закон для всех кажутся нашему президенту вредными измышлениями.

- Что Вы чувствуете теперь, когда над сценой Мещанского суда опустился занавес?

- Мне грустно. Все слишком предсказуемо. Нас ждет еще пять-десять лет политического маразма. Может быть, для страны это не такой уж долгий срок, но для человеческой жизни это много. Особенно, когда находишься за решеткой.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

После объявления приговора Ходорковскому ("Inforadio", Германия)

Непонятный вердикт суда ("Arab News", Арабская пресса)

Акула становится мучеником ("Liberation", Франция)

Приговор Ходорковскому: ЕС молчит, США - кричит ("El Pais", Испания)

Решение по делу Ходорковского вызывает тревогу ("The Jerusalem Post", Израиль)

Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)

Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)

Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти' ("The Financial Times", Великобритания)

Удар по гражданскому обществу ("ARD", Германия)

Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Олигарх усмирен ("The Financial Times", Великобритания)

Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)

Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)

Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)

Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)