Г-н Каспаров, внештатный редактор газеты "The Wall Street Journal", является председателем Комитета 2008: Свободные выборы и сопредседателем Всероссийского Гражданского конгресса
2 июня 2005 года. Финал высокобюджетной криминальной драмы с Михаилом Ходорковским в главной роли был известен с самого начала. Этот бизнесмен получил девять лет лагерей за налоговую практику, которая до сих пор открыто используется друзьями Кремля. Ходорковский приговорен к девяти годам, но - и это было бы более точным - "к девяти годам или до того момента, когда г-н Путин лишится власти, в зависимости от того, что произойдет раньше".
Реальным преступлением здесь было убийство, хладнокровное убийство российской системы правосудия, осуществленное прокурорами по приказу самого крестного отца, Владимира Путина. Г-н Путин не был "звездой" в этой картине, но он был продюсером. Пока что публика всего мира дает неоднозначные рецензии на этот трагический фарс. Возмущение общественности идет рука об руку с безразличием мировых лидеров, которые, как обычно, воздержались от критических высказываний.
Дружок г-на Путина, президент Буш (George W. Bush), на этот раз не поднял вверх большой палец, как он это делал в последнее время в знак одобрения почти каждой постановки Кремля. К сожалению, вместо того чтобы высказать собственное мнение на своей пресс-конференции во вторник, г-н Буш предпочел сделать так, чтобы его пресс-секретарь, Скотт Макклеллан (Scott McClellan), показался лишним. Г-н Буш говорил от имени "людей в моей администрации", которые полагают, что г-на Ходорковского, вполне возможно, сочли виновным еще до суда. Разве г-на Буша избрали для того, чтобы он стал пресс-секретарем анонимных членов своей администрации?
Г-н Буш далее заявил, что будет "интересно" увидеть, станет ли г-н Ходорковский подавать апелляцию, и проследить за дальнейшим развитием этого судебного дела. Я надеюсь, это его развлечет, хотя он наверняка выяснит, что продолжения сериала редко бывают столь же интересными, как начало. Они обыкновенно бывают еще более предсказуемыми, и это, безусловно, справедливо для произведений г-на Путина. Кремль даже не утруждает себя спецэффектами в духе "Звездных войн". Веревочки на куклах в судейских мантиях мог хорошо разглядеть каждый.
Что всего хуже, г-н Буш лукавит с американской общественностью, когда выступает с проповедями о распространении демократии. В прошлом месяце на улицах узбекских городов лилась кровь, но вместо того, чтобы выступить с суровым осуждением, г-н Буш послал на место событий представителей Красного Креста. Соединенные Штаты стараются не обидеть местного диктатора, президента Узбекистана Ислама Каримова, который считается важным союзником в войне с террором. Г-н Буш оказался в ловушке своей туманной концепции этой войны. Если Саддама Хусейна (Saddam Hussein) нужно было свергнуть, потому что он уничтожал собственный народ, как может быть союзником другой лидер, который поступает так же?
Равным образом очевидны противоречия в случае с Россией и с судом над г-ном Ходорковским. Г-н Буш заявляет, что его тревожит система в России, но, с точки зрения Кремля, эта система работает просто отлично. Компания "Юганскнефтегаз", в прошлом главный актив прежде принадлежавшей г-ну Ходорковскому компании "ЮКОС", в конечном счете, путем проведения сфальсифицированного аукциона была передана принадлежащей государству компании "Роснефть", которой руководят члены администрации г-на Путина. Происхождение миллиардов долларов для совершения этой сделки таинственным образом осталось необъяснимым. Те судебные иски, которые "Юганскнефтегаз" проиграл, выигрываются сегодня, когда он стал частью "Роснефти". В зале судебных заседаний, который располагается по соседству с тем залом, где слушалось уголовное дело "ЮКОСа", судья охотно соглашается с показаниями свидетелей обвинения, являющихся осужденными преступниками, в то же время категорически отвергая каждое показание свидетелей защиты.
Как последнее средство, западные лидеры толкуют о сотрудничестве России в вопросе обеспечения глобальной безопасности. Это также и печальная шутка. Россия продолжает: (1) поставлять ядерные технологии Ирану; (2) поддерживать недемократические режимы в Узбекистане, Белоруссии и Туркменистане; (3) помогать Китаю нарастить его военный арсенал; (4) отказываться играть позитивную роль в ближневосточном мирном процессе. И вот теперь Россия готовится продать оружие Уго Чавесу (Hugo Chavez) в Венесуэле, оружие, которое неизбежно будет переправлено через границу колумбийским партизанам. Г-ну Бушу следует быть честным и официально включить г-на Путина в подготовленный Белым домом список "отвратительных, но полезных" авторитарных правителей, наряду с пакистанцем Первезом Мушаррафом (Pervez Musharraf) и египтянином Хосни Мубараком (Hosni Mubarak).
"Серьезные озабоченности" Америки по поводу России бессмысленны. Это просто кодовое слово для того, чтобы заявлять г-ну Путину, что "он может делать все, что ему угодно, мы не станем вмешиваться". Это стало еще понятнее, когда Ричард Баучер (Richard Boucher) из Государственного департамента США несколько преждевременно заявил, что администрация Буша не поддержит законопроект членов конгресса США Тома Лантоса (Tom Lantos) и Кристофера Кокса (Christopher Cox), который бы не позволил России остаться членом Большой Восьмерки, на том основании, что она не придерживается демократических норм. Г-н Баучер вполне мог бы добавить "вне зависимости от того, что делает г-н Путин".
Если и остаются какие-либо сомнения относительно здоровья российской демократии, спикер Думы Борис Грызлов недавно прояснил роль парламента. Отвечая на вопрос об отсутствии дебатов по последним предложениям г-на Путина отменить некоторые выборы и создать барьеры для оппозиционных партий, г-н Грызлов заявил, что "парламент - не место для дискуссий". Когда его спросили, почему общественность невысоко оценивает работу Думы, он снова ненароком сказал правду, заявив, что "парламент прикрывает президента от критики".
Представляется, что г-н Грызлов, когда был министром внутренних дел, внес свою лепту в обеспечение прикрытия для г-на Путина. Его имя появлялось во время расследования ужасающего эпизода в городе Благовещенск в 2004 году, трехдневной милицейской осады, во время которой были избиты сотни людей, изнасилованы женщины, но лишь небольшую горстку сотрудников милиции привлекли к ответственности за жестокое обращение с людьми. Одна организация борцов за права человека выяснила, что действия милиции основывались на директиве г-на Грызлова от 10 сентября 2002 года, которая дает милиции свободу рук, разрешая действовать по собственному усмотрению при подавлении общественных "беспорядков". Эта туманная формулировка не делает различия между террористами и мирными демонстрантами. Со всяким, кто угрожает общественному правопорядку, могут обращаться как с террористом, в том числе использовать боевые патроны и смертоносную силу.
Жесткость, проявленная властями при рассмотрении судебного дела Ходорковского, подвела нас ближе к точке, откуда нет возврата, когда Кремлю, чтобы сохранить свою власть, не остается иного выбора, как только применить смертоносную силу. Все указывает на то, что режим г-на Путина не станет колебаться и прольет кровь на улицах российских городов, чтобы сохранить свой контроль. Запад не может решать за нас, за народ России, но он мог бы повлиять на ту цену, которую мы должны платить за то, чтобы иметь в нашей стране демократию.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru:
Гарри Каспаров: 'В этой стране никто не застрахован от такого рода преследования' ("Die Welt", Германия)
Гарри Каспаров: Не верьте Путину на слово! ("The Jerusalem Post", Израиль)
Гарри Каспаров: Родину не выбирают ("The Financial Times", Великобритания)
Гарри Каспаров: Я не считаю себя лучшим. Я и есть лучший ("The Times", Великобритания)
Гарри Каспаров: 'Меня могут убить, но я буду бороться против Путина' ("El Pais", Испания)
Гарри Каспаров: Предстоит большая игра ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Московский Калигула ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: 'Сказать 'нет' фашизму и Владимиру Путину' ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Умиротворители Путина ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Путин должен уйти ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Террор против открытости ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Хватит 'моральной уравниловки' ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Кто теряет Россию? ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров хочет, чтобы на Путина накинули узду ("The Globe And Mail", Канада)
Гарри Каспаров: Ка-гэ-бэшное государство ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Выиграть более длительную войну ("The Wall Street Journal", США)
Гарри Каспаров: Путин по-прежнему остается агентом КГБ ("La Vanguardia", Испания)