Михаил Ходорковский вряд ли сможет претендовать на роль героя в рядах борцов за демократические свободы: этот нефтяной магнат и олигарх, по его собственным признаниям, использовал захватнические и возможно незаконные методы при создании своей империи; а к финансовой честности и политическому либерализму обратился только после того, как стал самым богатым человеком в России.
Тем не менее, судебное преследование Михаила Ходорковского правительством Владимира Путина и демонтаж его нефтяной компании ЮКОС стали краеугольным камнем политики Путина по отказу от свобод в России. Вынесенный Ходорковскому во вторник приговор суда, по которому он получил девять лет тюремного заключения по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты от налогов, стал кульминационным моментом судебного процесса, который носил от начала до конца политический характер.
Приговор показал, что путинская Россия это то место, где власть принимает произвольные решения, где суды являются просто инструментом этой власти, а с частным капиталом, средствами массовой информации и гражданским обществом власти мирятся только до тех пор, пока те прячут собственное недовольство по отношению к алчной правящей элите. Россияне, как власть предержащие, так и рядовые, сделали собственные выводы из приговора Ходорковскому; то же самое должны сделать и страны Запада.
Однако большей частью этого не произошло. Президент Буш и его администрация, по крайней мере, открыто высказались по поводу дела Ходорковского. Буш верно заявил на пресс-конференции во вторник, что 'все выглядело так, будто он был признан виновным еще до начала суда', а Государственный Департамент отметил, что 'действия, подобные этим . . . вызывают вопросы относительно приверженности России тем обязательствам, которые берут на себя все демократические страны со свободным рынком'.
Однако администрация также недвусмысленно заявила, что растущий авторитаризм Путина не повлияет на сотрудничество США с Россией в сфере безопасности и на американские программы помощи России. Предложения, прозвучавшие из Конгресса о том, что Россию следует исключить из членов Большой Восьмерки богатых демократических государств - поскольку она ни богата, ни демократична - были оставлены без внимания. А это означает, что скоро Путину будет предоставлена слишком высокая для него честь возглавить эту организацию и стать организатором ее саммита.
Политика американской администрации выглядит более напористой по сравнению с политикой Германии или Франции, чьи лидеры стремятся угождать Путину и вербуют его в свои союзники в целях создания противовеса Соединенным Штатам. К стыду Европейского Союза, его руководство во вторник отказалось прокомментировать судебный процесс и приговор Ходорковскому. Хотя за последний год стало совершенно ясно, что политическая программа Путина включает в себя жесткое вмешательство во внутренние дела соседей России по Европе, демократические государства Европы не сумели сформулировать в связи с этим сколь либо связную или хотя бы общую реакцию.
Тем россиянам, которые все еще надеются стать свидетелями присоединения своей страны к сообществу демократических наций, остается лишь говорить о том, что политика Путина носит деструктивный характер. Не исключено, что они правы. Уже сегодня решения, принимаемые узким внутренним кругом Путина, сводятся на нет в связи с отсутствием достоверной информации и конструктивной критики. А бюрократы, воодушевленные противозаконным демонтажом гигантской компании Ходорковского, продолжают без ограничений заниматься взяточничеством и вымогательством.
Путин начал свое наступление на Ходорковского два года назад, потому что ощутил угрозу со стороны его растущего экономического веса и политических амбиций. Он разрушил его экономическую мощь и положил конец его амбициям. Михаил Ходорковский может просидеть в тюрьме два следующих президентских срока. Однако Путин стал слабее. Он устранил своих соперников, но вместе с этим он уничтожил шанс на то, чтобы руководить страной, процветающей в условиях глобальной экономики, или государством, заслуживающим уважения всего мира.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Ходорковский осужден, Россия виновна ("The International Herald Tribune", США)
Гарри Каспаров: Владимир Путин, московский дружок Джорджа Буша-младшего ("The Wall Street Journal", США)
Вина, раскаяние и бизнес ("Die Zeit", Германия)
Суды Путина ("The Jerusalem Post", Израиль)
Двойственный приговор ("The Guardian", Великобритания)
Виктор Ерофеев: Шоу по-русски. Кто автор? ("The International Herald Tribune", США)
Показательный процесс, вызывающий воспоминания о старых недобрых днях в России ("The Independent", Великобритания)
Борис Акунин: 'В России невозможно заставить уважать свои права' ("Le Figaro", Франция)
После объявления приговора Ходорковскому ("Inforadio", Германия)
Непонятный вердикт суда ("Arab News", Арабская пресса)
Акула становится мучеником ("Liberation", Франция)
Приговор Ходорковскому: ЕС молчит, США - кричит ("El Pais", Испания)
Решение по делу Ходорковского вызывает тревогу ("The Jerusalem Post", Израиль)
Произвол ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Кремлевская юстиция ("Handelsblatt", Германия)
Акт произвола ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Ходорковский проигрывает бой ("La Vanguardia", Испания)
Олигархи падают с вершины: Путин переворачивает 'пирамиду власти' ("The Financial Times", Великобритания)
Удар по гражданскому обществу ("ARD", Германия)
Бесправные ("Frankfurter Rundschau", Германия)
Олигарх усмирен ("The Financial Times", Великобритания)
Беспощадный приговор ("Liberation", Франция)
Здесь суд, здесь советским духом пахнет ("The Washington Post", США)
Басманное правосудие ("The Wall Street Journal", США)
Российскому олигарху дали девять лет тюрьмы ("The Guardian", Великобритания)