Вчера бывший госсекретарь США Генри Киссинджер (Henry Kissinger) сделал предостережение, суть которого сводится к тому, что общемировое соперничество за контроль над энергетическими ресурсами может стать современным аналогом 'Большой игры' ХIХ века - конфликта, который существовал тогда между Великобританией и Российской Империей за господство в Средней Азии.
''Большая игра' вновь разворачивается с новой силой, - отметил Г. Киссинджер, выступая на заседании Американо-индийского делового совета. - Объем поставляемых на рынок энергоносителей ограничен и в настоящий момент не может полностью удовлетворить спрос на них, и по этой причине соперничество за получение доступа к энергоресурсам может стать вопросом жизни и смерти для многих стран. В связи с этим в вопросе о направлении и месте прокладки трубопроводов невольно напрашиваются исторические параллели с соперничеством бывших колониальных держав в ХIХ веке'.
Слова Киссинджера прозвучали на фоне трений, возникших в связи с планами по строительству газопровода стоимостью в четыре с половиной миллиарда долларов из Ирана в Индию транзитом через территорию Пакистана. Этот проект стал важнейшей вехой длящегося уже два года процесса мирного урегулирования отношений между Индией и Пакистаном. В марте этого года госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) выразила ряд возражений в связи с этим проектом, отражающих обеспокоенность США по поводу разработки Тегераном ядерного оружия.
'Двум ядерным сверхдержавам - Соединенным Штатам и Советскому Союзу - удалось без особых потерь провести свои страны через 'холодную войну' потому что они исходили 'из одних и тех же расчетов', - отметил в своем выступлении Г. Киссинджер. - Когда же процесс распространения ядерного оружия охватывает 30 или 40 стран и у каждой из этих стран - располагающих меньшим опытом и отличной от нашей шкалой ценностей - имеются свои собственные соображения по поводу его использования, над миром нависает постоянная и неминуемая угроза катастрофы вселенского масштаба'.
Г. Киссинджер призвал Индию присоединиться к международному диалогу по вопросам энергетики и нераспространения ядерного оружия, а также предложил созвать 'всемирную конференцию ядерных держав, посвященную этому диалогу. Это должно стать одним из главных приоритетов американской администрации'.
Отвергнув в категоричных выражениях позицию Дж. Буша, направленную на активное распространение демократии в мире, бывший госсекретарь сказал следующее: 'Не думаю, что Индия присоединится к затеянной нами кампании по продвижению демократии во всем мире. Самим же Соединенным Штатам вполне вероятно может оказаться не по силам вести подобную кампанию одновременно во всех частях света'.
При этом, хотя Г. Киссинджер и отметил, что за последние 30 лет американо-индийские отношения значительно улучшились, он выразил несогласие с выдвигаемыми в США предложениями относительно того, что Индия должна выступить в роли своего рода противовеса растущему влиянию Китая в азиатском регионе.
'Индия обеспокоена вопросами обеспечения своей собственной безопасности и независимости и не должна стать частью американской стратегии уравновешивания мощи Китая, - заметил по этому поводу бывший госсекретарь США. - Мы здесь имеем дело совсем не с той ситуацией, при которой установление хороших отношений с одной страной нацелено против другой'.